Анциферова Татьяна Владимировна (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 14.01.2014 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/vospominanija/Anciferova/text.html

О Владимире Высоцком вспоминает

Татьяна Владимировна АНЦИФЕРОВА

М. Ц. – Вы работали с Владимиром Высоцким в одних концертных программах в 1978 и 1979 гг. А как получилось, что вы стали работать вместе?

Т. А. – Как я понимаю, Владимиру Семёновичу понравилось моё творчество. Это было ещё до фильма "31 июня",*1 тогда у меня не было всесоюзного звучания, меня знали только на Украине. Я работала в Закарпатской филармонии с ансамблем "Музыки". В программе у нас были песни не только украинские, но и русские, венгерские, польские, словацкие... Мы были не очень, скажем так, советским ансамблем – у нас была тенденция к джаз-року, фолк-року, фолк-джазу.

Высоцкий где-то слышал мои записи с ансамблем, и нас привлекли к участию в его концертах. Это было примерно весной 1978 года.

В основном, наши концерты проходили во Дворцах спорта и в цирках. Мы с ансамблем выступали в первых отделениях, и иногда меня охватывал холодок и ужас... Я в темноте чувствовала, что кто-то на меня смотрит. Я начинала искать глазами, кто же это – и находила Высоцкого. Он часто был не за кулисами, а выходил в зал, стоял в темноте и слушал. Я думала: "Вот сейчас люди его увидят и будут на него смотреть". И, действительно, было несколько таких моментов. Он выходил в зал и стоял, а у людей головы были повёрнуты в его сторону.

Татьяна Анциферова и Владимир Высоцкий во время выступлений в городском цирке. Кривой Рог, апрель 1978 г.

М. Ц. – В этих концертах Высоцкий всегда был во втором отделении?

Т. А. – Так планировалось, но иногда у нас были концерты в один день на разных площадках. И тогда бывало так, что он работал где-то в первом отделении, а мы приезжали позднее – уже в сценических костюмах, музыканты с инструментами в руках прыгали в автобус. Так что иногда Высоцкий был у нас, так сказать, "на разогреве".

Воспоминания о совместных концертах у меня очень тёплые, хотя и неоднозначные. Запомнилось, что у нас всегда на концертах дежурила "Скорая помощь". Я спрашивала: "Кому плохо?" Мой муж,*2 который был руководителем ансамбля, говорил: "Тебе плохо. Мы тебе вызвали". Потом мне уже сказали: "Прекрати спрашивать. Всем хорошо".

Там была какая-то другая жизнь, о которой я не знала, и которой не интересовалась. Какие-то авральные ситуации… Мой муж меня оберегал всегда. Иногда он говорил: "Сиди в гримировочной и не выходи". И я сидела, поэтому, что бы там ни было, меня это не коснулось.

Когда работал Высоцкий, я всегда сидела в кулисах и слушала его. Потом, зайдя в гримировочную, я делала на него пародии.

М. Ц. – Да? Очень интересно!

Т. А. – Да, я знала все его песни и пела их. Утрировала, конечно, – и все катались со смеху от того, как я это изображала мужским голосом. Мне говорили: "Ну покажи это Владимиру Семёновичу".

М. Ц. – Показали?

Т. А. – Нет. У нас до этого был опыт совместной работы с "Песнярами". Они делали рок-оперу "Доля", я её выучила и тоже делала пародии, не зная белорусского языка, что-то придумывала на ходу. Потом был день рождения Мулявина, и ребята из "Песняров" уговорили меня показать эту пародию ему. Я помню, как все смеялись, музыканты "Песняров" просто катались по полу, а у Мулявина начала дёргаться бровь и на лице даже улыбки не было. Я так поняла, что он был недоволен. Поэтому я не рискнула показать Высоцкому свои пародии на него. Хотя, возможно, он их и слышал, потому что, проходя по коридору, можно было услышать:

Ой, Вань, умру от акробатиков...

Я же знала все его тексты, а если не знала, то придумывала на ходу.

М. Ц. – Насколько тесным было Ваше общение с Высоцким?

Т. А. – Тесным оно не было. У нас был мужской коллектив, а я была молодой женщиной, так что я не могу сказать, что с Высоцким мы общались много. Какие-то разговоры между отделениями концертов, совместные – вместе со всем ансамблем – обеды в ресторанах... Высоцкий всегда приглашал нас на свои спектакли, но я так и не посмела воспользоваться этими приглашениями.

Однажды я видела, как Высоцкий спел песню, стоя на руках.

М. Ц. – Всю песню?!

Т. А. – Ну половину, во всяком случае, – вот только не помню, правда, какую. Он что-то рассказывал зрителям, потом положил гитару на стул и запел, а я смотрела на этот номер из-за кулис. Может быть, в его практике это было единственный раз?

М. Ц. – В то время на Высоцкого заводили несколько уголовных дел – именно в связи с концертной деятельностью…

Т. А. – Я не в курсе, какие там происходили финансовые дела, что происходило с ведомостями. С лета 1979 года мы уже с Высоцким вместе не работали, но периодически к нам приезжал следователь, который всё время выражал одну и ту же мысль: "Я его посажу". А я говорила: "А Вам не жалко? Ведь он у нас один". На этот вопрос – жалко или нет – я, конечно, ответ не получала, но я говорила ему: "Высшие силы не дадут Вам этого сделать". Потом уже и кто-то из администраторов его сидел, а я всё равно говорила: "Вот посмотрите, – Высоцкий в тюрьме не будет".

М. Ц. – Этот следователь был из Харькова?

Т. А. – Этот был из Харькова, но был следователь и из какого-то другого города. Я не знаю деталей, потому что мой муж оберегал меня от всех подробностей. Поэтому я следователям могла говорить: "Я ничего не знаю. Моё дело – выйти и спеть. С администраторами я не связана".

М. Ц. – Каким Вам запомнился Высоцкий?

Т. А. – Он был очень собранным. А может, это и не собранность была, а он просто был весь в себе...

21.12.2013 г.

Беседу вёл Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2014)

Примечания

1. "31 июня" – фантастический двухсерийный телефильм-мюзикл режиссёра Л. Квинихидзе, премьера которого состоялась 31 декабря 1978 г. В этой картине Т. Анциферова исполнила песни на музыку А. Зацепина.

2. Белоусов Владимир Иванович (1942-2009) – композитор, аранжировщик, музыкант. С 1971 г. – муж Т. Анциферовой.

АНЦИФЕРОВА, Татьяна Владимировна. Эстрадная певица. Родилась 11 июля 1954 г. в г. Стерлитамак, Башкирской АССР. Эстрадную карьеру начала в ВИА "Лелеки" (рус. "Аисты") под руководством Валерия Новака. Победив в 1971 г. на республиканском конкурсе вокалистов, стала солисткой ансамбля "Везувий" под руководством Владимира Белоусова. С 1975 г. ансамбль перебазировался в Закарпатскую филармонию в Ужгороде и работал под названием "Музыки" (рус. "Музыканты"). На студии "Мелодия" вышли 4 диска-гиганта с песнями в её исполнении.

В 1992 г. приняла участие в записи отечественной рок-оперы "Иисус Христос – Суперзвезда", где исполнила партию Марии Магдалины, записала альбом с песнями А. Рыбкина, работала с музыкантами рок-групп "Калинов Мост", "Запрещённые Барабанщики", "Ва-Банк" и Найком Борзовым. В 2000-е гг. песни в её исполнении выходили на компакт-дисках. В последние годы певица больше занята преподавательской деятельностью в продюсерском центре Стаса Намина. Живёт и работает в Москве.

© 2000- NIV