Белецкий Андрей Васильевич (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 3.01.2006 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/vospominanija/Beleckij/text.html

О В. Высоцком вспоминает

Андрей Васильевич БЕЛЕЦКИЙ

Белецкий Андрей Васильевич (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

М. Ц. – О том, что однажды к Вам обратился за помощью Владимир Высоцкий, я узнал из короткой заметки в газете "Ворошиловградская правда" от 19 марта 1989 г. Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.

А. Б. – Да, было дело такое… Высоцкий приехал к нам в город на гастроли. Ему тогда как раз сорок лет исполнялось. Ко мне обратилась женщина, бывшая организатором его выступлений в нашем городе. Сказала, что Высоцкий потерял голос, надо помочь.

Ну, привезли его ко мне. Голос у него действительно практически отсутствовал, он разговаривал шёпотом, еле слышно. Я его посмотрел, установил диагноз: хронический ларингит (воспаление гортани, – М. Ц.). Потом, через несколько лет, когда я был в Москве на курсах повышения квалификации в Центральном институте усовершенствования врачей, мне сказали, что всего четыре человека видели его гортань – три в Москве и один в Северодонецке. Меня коллеги даже просили, чтобы я нарисовал, какие у него были истинные голосовые связки, какие ложные голосовые связки. Ведь никто не мог понять, почему он пел таким необычным голосом.

Ну, это уже другая история. А на тот момент я увидел у него обострение хронического процесса. Надо было что-то делать. Он сказал: "Сделайте что-нибудь, чтобы в пять часов вечера я мог бы уже выступать". А было десять часов утра.

Белецкий Андрей Васильевич (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Северодонецк, Ледовый дворец спорта, 24.01.1978 г. Фото Владимира Шуранова (Северодонецк)

Я с ним занимался часа два-три. У нас есть такие методики интенсивной терапии. В конечном итоге голос у него появился. На концерте в тот день я находился за кулисами. Приходилось каждые двадцать пять-тридцать минут делать ингаляции лекарственных веществ на голосовые связки, чтобы снять отёк. Вот таким образом он и провёл выступление.

В тот день у него был один концерт. На следующий день он с утра пришёл на лечение. Как мне помнится, у него был концерт в 10 часов утра, потом в час дня, потом – в 5 часов вечера. То есть, нагрузка была очень интенсивной, но под защитой лекарственных препаратов всё прошло благополучно.

Мы с ним подружились за это время. Он меня пригласил приехать в гости. Дал телефон и сказал: "Вот это – телефон моей мамы. Этот номер знает, примерно, тридцать человек. Меня же найти невозможно, но мама знает, где я. Если по этому телефону позвоните, она меня с Вами свяжет".

Ну, понимаете… Я ведь думал, что он будет жить ещё долго-долго. Вырваться в Москву я не смог, а мой коллега, Коган Леонтий Александрович, ездил в Москву, сказал, что он из Северодонецка, и в результате побывал на всех спектаклях "Таганки".

М. Ц. – Какие Ваши впечатления от общения с Высоцким?

А. Б. – Человек исключительный. Очень контактный. Вот, скажем, так. Уже на второй день он пришёл с гитарой, сказал: "Я Вам песню спою, мне её со сцены петь не разрешают, а Вам я спою, Вы будете одним из первых слушателей. И спел "Протопи ты мне баньку по-белому..."*1

Народ понабежал, я хотел их разогнать, но он сказал: "Нет-нет, это же мои слушатели, пусть остаются". Автографы давал всем желающим.

М. Ц. – Мне, как врачу, интересно, какие методики Вы применяли, что так быстро смогли восстановить голос Высоцкого?

А. Б. – Противовоспалительная терапия, противоотёчная… Использовал кортикостероидные препараты, вливание гидрокортизона, это сняло отёк связок. Ингаляции применял с антибиотиками. Задача была снять отёк голосовых связок.

М. Ц. – Вот тут, мне кажется, уместно вернуться к Вашему рассказу коллегам на курсах в Москве. Голосовые связки Высоцкого – они были какими-то особенными?

А. Б. – Вы знаете строение гортани?

М. Ц. – Изучал в курсе анатомии в медицинском институте, в общих чертах помню, конечно. Но для непрофессионалов, думаю, нужно пояснить.

А. Б. – По краям голосовой щели находятся так называемые истинные голосовые связки. Над ними расположены ложные голосовые связки, предохраняющие истинные, они, в принципе, не участвуют в образовании голоса. Но у Высоцкого ложные голосовые связки были гиперплазированы, они практически перекрывали истинные. Он, собственно, и пел за счёт ложных голосовых связок, а истинные еле-еле просматривались, вот это самое главное. К тому же, ложные голосовые связки у Высоцкого имели фестончатое строение, поэтому и голос был таким необычным, ни на кого не похожим.

31.12.2005 г.

Беседу вёл Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2006)

Примечания

1. Конечно, любители творчества Высоцкого знают, что "Банька по-белому" написана за десять лет до концертов в Северодонецке. Случай, однако, не уникальный. Высоцкий иногда умышленно говорил слушателям, что исполнит новую песню. Видимо, делалось это для того, чтобы просто сделать людям приятное.

БЕЛЕЦКИЙ, Андрей Васильевич (1929-2011). Врач. Родился в 1929 г. Долгие годы работал в медсанчасти объединения "Азот" (г. Северодонецк Луганской области), был заведующим отделением отоларингологии. Почётный гражданин Северодонецка, Заслуженный врач Украины. Умер 11 августа 2011 г.

© 2000- NIV