Белецкий Андрей Васильевич (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 3.01.2006 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/vospominanija/Beleckij/text.html

О В. Высоцком вспоминает

Андрей Васильевич БЕЛЕЦКИЙ

Белецкий Андрей Васильевич (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

М. Ц. – О том, что однажды к Вам обратился за помощью Владимир Высоцкий, я узнал из короткой заметки в газете "Ворошиловградская правда" от 19 марта 1989 г. Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.

А. Б. – Да, было дело такое… Высоцкий приехал к нам в город на гастроли. Ему тогда как раз сорок лет исполнялось. Ко мне обратилась женщина, бывшая организатором его выступлений в нашем городе. Сказала, что Высоцкий потерял голос, надо помочь.

Ну, привезли его ко мне. Голос у него действительно практически отсутствовал, он разговаривал шёпотом, еле слышно. Я его посмотрел, установил диагноз: хронический ларингит (воспаление гортани, – М. Ц.). Потом, через несколько лет, когда я был в Москве на курсах повышения квалификации в Центральном институте усовершенствования врачей, мне сказали, что всего четыре человека видели его гортань – три в Москве и один в Северодонецке. Меня коллеги даже просили, чтобы я нарисовал, какие у него были истинные голосовые связки, какие ложные голосовые связки. Ведь никто не мог понять, почему он пел таким необычным голосом.

"Сделайте что-нибудь, чтобы в пять часов вечера я мог бы уже выступать". А было десять часов утра.

Белецкий Андрей Васильевич (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Северодонецк, Ледовый дворец спорта, 24.01.1978 г. Фото Владимира Шуранова (Северодонецк)

Я с ним занимался часа два-три. У нас есть такие методики интенсивной терапии. В конечном итоге голос у него появился. На концерте в тот день я находился за кулисами. Приходилось каждые двадцать пять-тридцать минут делать ингаляции лекарственных веществ на голосовые связки, чтобы снять отёк. Вот таким образом он и провёл выступление.

В тот день у него был один концерт. На следующий день он с утра пришёл на лечение. Как мне помнится, у него был концерт в 10 часов утра, потом в час дня, потом – в 5 часов вечера. То есть, нагрузка была очень интенсивной, но под защитой лекарственных препаратов всё прошло благополучно.

Мы с ним подружились за это время. Он меня пригласил приехать в гости. Дал телефон и сказал: "Вот это – телефон моей мамы. Этот номер знает, примерно, тридцать человек. Меня же найти невозможно, но мама знает, где я. Если по этому телефону позвоните, она меня с Вами свяжет".

… Я ведь думал, что он будет жить ещё долго-долго. Вырваться в Москву я не смог, а мой коллега, Коган Леонтий Александрович, ездил в Москву, сказал, что он из Северодонецка, и в результате побывал на всех спектаклях "Таганки".

М. Ц. – Какие Ваши впечатления от общения с Высоцким?

А. Б. – Человек исключительный. Очень контактный. Вот, скажем, так. Уже на второй день он пришёл с гитарой, сказал: "Я Вам песню спою, мне её со сцены петь не разрешают, а Вам я спою, Вы будете одним из первых слушателей. И спел "Протопи ты мне баньку по-белому..."*1

Народ понабежал, я хотел их разогнать, но он сказал: "Нет-нет, это же мои слушатели, пусть остаются". Автографы давал всем желающим.

М. Ц. – Мне, как врачу, интересно, какие методики Вы применяли, что так быстро смогли восстановить голос Высоцкого?

– Противовоспалительная терапия, противоотёчная… Использовал кортикостероидные препараты, вливание гидрокортизона, это сняло отёк связок. Ингаляции применял с антибиотиками. Задача была снять отёк голосовых связок.

М. Ц. – Вот тут, мне кажется, уместно вернуться к Вашему рассказу коллегам на курсах в Москве. Голосовые связки Высоцкого – они были какими-то особенными?

А. Б. – Вы знаете строение гортани?

М. Ц. – Изучал в курсе анатомии в медицинском институте, в общих чертах помню, конечно. Но для непрофессионалов, думаю, нужно пояснить.

А. Б. – По краям голосовой щели находятся так называемые истинные голосовые связки. Над ними расположены ложные голосовые связки, предохраняющие истинные, они, в принципе, не участвуют в образовании голоса. Но у Высоцкого ложные голосовые связки были гиперплазированы, они практически перекрывали истинные. Он, собственно, и пел за счёт ложных голосовых связок, а истинные еле-еле просматривались, вот это самое главное. К тому же, ложные голосовые связки у Высоцкого имели фестончатое строение, поэтому и голос был таким необычным, ни на кого не похожим.

Беседу вёл Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2006)

Примечания

1. Конечно, любители творчества Высоцкого знают, что "Банька по-белому" написана за десять лет до концертов в Северодонецке. Случай, однако, не уникальный. Высоцкий иногда умышленно говорил слушателям, что исполнит новую песню. Видимо, делалось это для того, чтобы просто сделать людям приятное.

"Азот" (г. Северодонецк Луганской области), был заведующим отделением отоларингологии. Почётный гражданин Северодонецка, Заслуженный врач Украины. Умер 11 августа 2011 г.

Раздел сайта: