Богаткин Владимир Владимирович (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 13.12.2011 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/vospominanija/Bogatkin/text.html

О Владимире Высоцком вспоминает

Владимир Владимирович БОГАТКИН

Богаткин Владимир Владимирович (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

М. Ц. – В 1980 году Вы снимали Высоцкого по заявке японской телекомпании NHK. Снятые Вами кадры известны знатокам биографии Высоцкого, но практически никакие детали съёмок не известны...

В. Б. – В Москве в то время уже работал корпункт NHK. Располагался он напротив дома, где находится Театр кукол имени Образцова. Руководил корпунктом господин Еида, и был ещё один японский корреспондент. С нашей стороны был я и переводчица по имени Регина. Фамилию её я не помню.

Как я понял, заказ на эту съёмку пришёл из центрального аппарата, от руководства телекомпании. После этого мы с Региной связались с Театром на Таганке, и вышли на Высоцкого.

М. Ц. – Вся съёмка сделана была в один день?

В. Б. – Нет, я его снимал три раза. Один раз на интервью поехал господин Еида. Это снималось прямо в театре. Вопросы он задавал довольно детские. Это была официальная такая работа. Длинный вопрос по-японски – перевод – ответ.

Снимали мы на киноплёнку "Кодак", шестнадцатимиллиметровую, никаким видео ещё и не пахло. Единственно важно, что там была магнитная дорожка, поэтому сразу писался звук. Потом материал был послан в Японию и там монтировался. В смонтированном виде я его, кстати, никогда не видел.

После этого я ездил и снимал проход Володи в театре по нижнему коридору, потом снял, как он сел в машину...

М. Ц. – Это были постановочные сцены, или Вы просто ходили за ним и снимали всё подряд?

В. Б. – Это Володя придумывал. Я приехал один, без японца. Володя понимал, что было нужно. Он же уже знал, что такое корреспондент, и что такое съёмка. Он сказал: "У меня есть двадцать минут. Давай с тобой пройдёмся по нижнему коридору". Сняли это. Я говорю: "Володя, что-то ещё нужно". Он мне: "Ну ладно, вот доска приказов, я подойду и, вроде, буду смотреть, на какие роли я назначен". Вот в таком духе.

Третья съёмка случилась из-за того, что когда материал пришёл в Японию, оттуда позвонили: "Не могли бы Вы ещё снять несколько планов с господином Высоцким"? Тогда созвонились снова. Володя был очень отзывчивый человек. Он сказал: "Ребята, подъезжайте в час, я смогу уделить вам время". В тот раз я снимал проход Высоцкого от машины. Это были чисто репортажные съёмки.

М. Ц. – Не помните, когда именно Вы снимали Высоцкого?

В. Б. – Это было где-то за месяц до его смерти. Значит, в июне. Первая и вторая съёмка были с очень небольшим промежутком, не более нескольких дней, а последняя, дополнительная, была недели через две.

М. Ц. – Польская исследовательница биографии Высоцкого Марлена Зимна получила копию этой видеозаписи из компании NHK. На плёнке стоит дата, с которой большинство специалистов не согласны. Вы выставляли даты во время съёмок?

В. Б. – Нет, я даты не ставил, это уже в Японии, значит, было сделано. У меня была довольно простенькая камера "Кэнон", и никаких цифровых кодов она не выставляла. Вообще, когда мы заканчивали съёмки, то отвозили плёнки в Шереметьево, и они диппочтой летели в Японию.

М. Ц. – Каким Вам запомнился Высоцкий?

В. Б. – Очень прямой и очень дружелюбный человек. Мне было довольно просто с ним общаться, потому что я тоже из творческих кругов. Мой отец был довольно известным художником, а его матушка была любимой ученицей Вахтангова, потом она учила Михаила Ульянова. Так что, хотя между нами была приличная возрастная разница, мы говорили на одном языке. О чём уж мы говорили, я не помню, но разговоры были добрые и человеческие.

11.12.2011 г.

Беседу вёл Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2011)

Примечания

БОГАТКИН, Владимир Владимирович. Кинооператор, режиссёр-документалист. Родился в 1951 г. в Таллинне. С 1968 г. работал на Эстонском телевидении помощником ассистента оператора. В 1978 г. окончил кинооператорский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (мастерская И. Шатрова). После окончания работал в Москве на Центральной студии документальных фильмов, стоял у истоков создания московского корпункта Эстонского телевидения. С 1980 г. работал на Гостелерадио в Москве, затем в 1986-1996 гг. – в Хельсинки. Мастер спорта международного класса по самбо и дзюдо. В настоящее время живёт и работает в Таллинне.

© 2000- NIV