Эсадзе Наталья Николаевна (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 14.06.2012 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/vospominanija/Esadze/text.html

О Владимире Высоцком вспоминает

Наталья Николаевна ЭСАДЗЕ

Н. Э. – У меня с Володей Высоцким были встречи на трёх картинах. Первая картина была совершенно жуткая, она получила третью категорию. Это был 1964 год, фильм "На завтрашней улице". Кажется, её вообще смыли потом.

М. Ц. – Да нет, она существует. И по телевизору показывали, даже на дисках выходила.

Н. Э. – Да что Вы говорите! Вот уж не думала... По сценарию там Володе вообще нет места. Если Вы смотрели картину, то помните, что он там был членом бригады. В принципе, он попал туда с помощью друзей – Гены Яловича и Севы Абдулова.*1 было то, что песни Высоцкого уже тогда приобретали популярность. Вот он напишет песни – и с ними будет картина.

М. Ц. – Как я понимаю, к съёмкам этого фильма серьёзно никто не относился?

Н. Э. – Ну конечно! Снимали мы под Ригой, жили около лесной школы в посёлке "Пётр Стучка", это рядом со строящейся тогда Плявинской ГЭС. Вся группа жила в палатках. Это не так, как сейчас, когда все требуют "люксы". Все наши заслуженные и народные жили в палатках. Володя почти каждый вечер пел. Без песен он жить не мог. Там мы, кстати, отметили рождение его второго сына.

Мы все были приблизительно одного возраста. Самыми старыми были директор картины и ассистент по реквизиту, а остальные – и актёры, и техническая группа – молодёжь. Палатки наши были поставлены улицей. В середине сделали памятник заместителю директора... Были у нас свои игры. Скажем, там была улица Неизбежности. Это улица, на которой располагался туалет. Всё это было замечательно и очень весело.

М. Ц. – А почему памятник заместителю директора?

– Ну так он построил этот городок палаточный, он занимался строительством. И вот в благодарность ему из проволоки был сделан памятник и установлен как бы на центральной площади этого городка.

М. Ц. – Когда-то Всеволод Абдулов рассказывал, что у них там и другие игры были, они организовали собственное правительство. Премьер-министром был Г. Ялович, королевой-матерью – С. Крамаров, а Высоцкий имел пост министра обороны. В этой игре Вы тоже принимали участие?

Эсадзе Наталья Николаевна (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Во время съёмок к/ф ''На завтрашней улице''

Н. Э. – Вы знаете, я там фактически совмещала две профессии – ассистента режиссёра и помощника режиссёра. После съёмок я ехала набирать массовку, поэтому во всех играх принимать участие я не могла, не было времени. А вокруг Крамарова там много всяких смешных историй происходило.

Там на съёмках Володя не только пел, но и какие-то песни писал и для картины, но начальство их категорически запретило.*2

Эсадзе Наталья Николаевна (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Фотопроба к к/ф ''Красная площадь''

М. Ц. – После этого Вы снова работали с Высоцким…

Н. Э. – Вторая картина, на которой я с ним встречалась, – это "Красная площадь" режиссёра Василия Ордынского. Авторы сценария Фрид и Дунский сразу сказали, что роль анархиста Володи написана для Высоцкого, и никого другого в этой роли они видеть категорически не хотят. Они готовы были даже забрать сценарий, если там не будет Высоцкого.

Режиссёр пробовал кого-то на эту роль. Поскольку требовали, – ну он как бы план выполнял, но все до конца были уверены, что играть будет Высоцкий. Это была очень долгая история, как его "пробивали", но, к сожалению, этого не случилось. Хотя уже и обстановка была немножко другая, и изменилось уже в какой-то степени отношение к Володе – и всё равно не вышло.

"Сказ про то, как царь Пётр арапа женил". На эту роль Высоцкого тоже утверждали с трудом, а сценарий-то был написан именно на него. Ибрагим Ганнибал – человек порядочный, талантливый, интеллигентный – именно такой, как Володя. Не пропускали его категорически, но, в конце концов, Митта добился своего. Одним словом, вся моя история встреч с Высоцким – это история запретов.

Эсадзе Наталья Николаевна (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Во время съёмок к/ф ''Сказ про то, как царь Пётр арапа женил''

М. Ц. – Что Вам запомнилось из работы Высоцкого над ролью Ибрагима Ганнибала?

Н. Э. – У них была настолько тесная связь с Миттой, что они работали чуть не круглосуточно. Хотя туда приезжала Марина Влади, и какой-то досуг тоже, конечно, был, но они всё время были вместе. Высоцкий в работе принимал очень активное участие. Мы их порознь практически не видели. К тому же Митта – человек энергичный и всегда требует внимания к себе, что объяснимо – он же режиссёр. При этом он очень внимательно относится к актёрам и старается принять их идеи. Работали они с Володей в полном контакте. Работа шла нормально и, я бы даже сказала, весело. Участвовала в работе я только во время съёмок в Юрмале, а когда вернулись в Москву, я заболела, попала в больницу, и больше уже на картину не вернулась.

3.06.2012 г.

(Copyright © 2012)

Примечания

1. На самом деле, как позднее вспоминал В. Абдулов, друзья Высоцкого сами напросились в эту картину, и даже придумали эпизод, в котором они могут участвовать. Сделано это было для того, чтобы не допустить, чтобы Высоцкий "нарушил режим" и сорвал съёмки.

2. В картине есть одна песня Высоцкого – "Нам говорят без всякой лести...", которую исполняют Г. Ялович, В. Абдулов и В. Пешкин. В титрах фильма, однако, Высоцкий как автор песни не значится.

"Мосфильм". В настоящее время на пенсии. Живёт в Москве.

Раздел сайта: