Халилова Зульфа Идрисовна (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 27.09.2012 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/vospominanija/Khalilova/text.html

О Владимире Высоцком вспоминает

Зульфа Идрисовна ХАЛИЛОВА

М. Ц. – Мой первый вопрос будет стандартным. Когда и где Вы познакомились с Владимиром Семёновичем Высоцким?

З. Х. – Это было во время его визита в Среднюю Азию, в город Зарафшан, где я работала в монтажном управлении. У нас был молодёжный весёлый город, в котором жили замечательные люди. Мои дружеские отношения с Поверенновым Василием Васильевичем, который познакомился с Высоцким ещё в Новосибирском Академгородке и был его почитателем, послужили для входа в круг людей, окружавших Высоцкого в Зарафшане. Вот так я там оказалась. Конечно, я была безмерно счастлива, что слушаю и вижу живого поэта, стихи которого переписывала вручную или печатала на машинке. Правда, моё общение с Владимиром Семёновичем не было столь близким, я больше находилась в группе скромно присутствующих почитателей. Василий Повереннов с Высоцким общался и после его визита к нам, был у него в Москве, и очень активно общался с ним по телефону. Мне же посчастливилось побывать почти на всех концертах Высоцкого, а также быть в числе поклонников во время его выезда на наше озеро, и даже порыбачить с ним. В рыбалке ему не особенно везло. Помню, каково же было его изумление тем, что в пустыне есть рукотворное озеро, в котором водится сазан и зеркальный карп, и по которому его катают на яхте.

М. Ц. – Каким Вам запомнился Высоцкий тогда?

З. Х. – Каким запомнился? Он был не очень счастливым человеком, это было видно. У него всё время были очень грустные глаза, даже тогда, когда он говорил о весёлом. По всему было видно, что он не совсем здоров, да и у нас там во время своих концертов подорвал здоровье, потому что условия открытого кинотеатра, где он выступал, были отнюдь не самые лучшие. Было очень жарко, дул очень горячий ветер, так называемый "афганец". Когда Высоцкий пел, стоя на авансцене, у него постоянно пересыхало горло. Он давал по 5 концертов, хотел, чтобы все зарафшанцы его послушали. Дело в том, что он был приглашён именно нашим комбинатом, и считал своим долгом отработать это приглашение с честью...

Я бы не назвала его красивым человеком, но очень обаятельным – это да! Небольшого роста, крепкого телосложения. Характер свой он при случае показывал... Ничего больше сказать не могу, у нас же не было какого-то личного общения.

Хочу коснуться такой истории. Мы все толпой стояли на площади перед "Золотой долиной" когда подъехала машина, доставившая из аэропорта врача Высоцкого и Оксану, которая тут же бросилась в его объятия. И – о чудо! Владимир Семёнович, которому до этого был не мил весь мир из-за очень плохого самочувствия и жуткой жары, преобразился до неузнаваемости: ожил, помолодел, лицо счастливое... Видимо, это была любовь, которая делает чудеса.

Во время всего визита и на всех концертах Высоцкий всегда одевал рубашки с длинным рукавом, и это вызывало недоумение – в такую-то жару, когда и кожу хочется сбросить, а причина стала понятна позже... Когда мы были на озере, и я увидела вены на его руках, это было жуткое зрелище. Во всяком случае, мне, неискушённой в этом деле, было жутко. Как ни печально, но он страдал этой бедой. А вот алкоголь он не пил совершенно, даже не пригубил шампанское. Там на посиделках было шампанское, но он не выпил ни капли.

Запомнилось, что он был очень хорошим рассказчиком, хотя не было, к сожалению, много времени, чтобы послушать его, – он больше пел.

Владимир Высоцкий во время выступления на открытой летней эстраде. Зарафшан, Узбекистан, 23-24.07.1979 г. Фото – Зульфы Идрисовны Халиловой

М. Ц. – Концерты Высоцкого проходили в "Золотой долине"?

З. Х. – Нет, в "Золотой долине" был один-единственный концерт, а все остальные были на открытой летней эстраде, – поэтому он и пересушил себе связки. На летней эстраде вмещаемость была больше, чем в "Золотой долине", а он хотел, чтобы его послышало как можно больше народу. Поэтому было принято такое решение, причём принято лично им, я сама это слышала. Народу было неимоверное количество! Висели на деревьях, на заборе, сидели на лестницах. Температура – за 40 градусов! Обслуживающий персонал гостиницы каждые полчаса приносили Высоцкому выстиранную и выглаженную рубашку. Голос у Володи садился, он делал несколько глотков воды из бутылки, стоящей на установленном на сцене стуле, – и продолжал снова.

Народ на концертах, конечно, бывал всякий. Случались и выкрики всякие, мол "давай, Володька!" Володя реагировал на это очень негативно. Панибратства он не терпел, и обрывал орущих в достаточно грубой форме.

М. Ц. – Упомянутый Вами В. Повереннов в своё время тоже писал, что у Высоцкого было плохо с голосом, и кто-то из врачей вставлял ему в горло иголки...

З. Х. – Да, это было иглоукалывание. Действительно, было такое. Кто-то из наших врачей это делал ещё до приезда его личного доктора. Кажется, это был хирург Клименко Александр, но точно не помню. Володя даже пел с этими иглами.

М. Ц. – То есть, речь идёт именно о китайском методе иглоукалывания, а не об обычных иглах?

З. Х. – Да-да-да. Это были очень тонкие маленькие иглы, которые прямо висели у Володи в шее.

М. Ц. – Как я понимаю, фильм "Спасибо, что живой" Вам не понравился?

З. Х. – Не то чтобы не понравился. Я посмотрела этот фильм первым экраном, а после просмотра взяла на себя смелость и написала письмо Никите Высоцкому о некоторых несоответствиях. Во-первых, Высоцкий приехал не в Бухару, а сначала в Зарафшан, затем дал несколько концертов в Навои, а уж потом уехал в Бухару. Во-вторых, он не носил на протяжении всех гастрольных поездок по Узбекистану рубашки с коротким рукавом. В-третьих, он отнюдь не выглядел таким старым, как в фильме, – грим увеличил его возраст лет на 15. В свой 41 год он выглядел очень моложавым. В-четвёртых, во время гастролей у него были усы. Я сама сделала несколько фотографий, на которых он с усами. Никита мне ответил очень быстро, я даже не ожидала.

М. Ц. – И что он ответил?

З. Х. – Никита ответил, что фильм был задуман не как точное описание событий, а просто как тема. И ещё он написал, что создатели фильма просто хотели, чтобы о Высоцком не забыли.

Но я думаю, что его не забыли бы и не забудут, поскольку его песни и стихи вне времени, и актуальны они будут всегда. А создателям фильма большое спасибо, что смогли воскресить живое лицо, манеры, голос Владимира Высоцкого.

Когда Василий Повереннов поехал на 9 дней (на похороны он не успел), я ему передала сделанные мною фотографии поющего на сцене В. С. Высоцкого, а он мне привёз фотографии с прощальной панихиды и несколько фотографий самого поэта в разные годы жизни. Всё это я храню по сей день, и мои фотографии есть в музее Владимира Высоцкого в Москве (об этом мне поведал его сын Никита).

21.08.2012 г.

Беседу вёл Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2012)

Примечания

ХАЛИЛОВА, Зульфа Идрисовна. Инженер. Родилась в 1942 г. В 1971 г. окончила Ленинградский горный институт им. К. В. Плеханова. В 1971-1998 г. работала в тресте Югрпроммонтаж, где прошла путь от инженера-конструктора до начальника отдела подготовки производства. В дальнейшем работала на руководящих должностях в различных горно-промышленных предприятиях. В настоящее время – директор горно-промышленного направления в STEP Constraction. Живёт и работает в Санкт-Петербурге.

© 2000- NIV