Хлюпин Анатолий Петрович (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 24.04.2015 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/vospominanija/Khliupin/text.html

Анатолий Петрович ХЛЮПИН

М. Ц. – В какие годы Вы работали в Театре на Таганке?

А. Х. – Меня взяли на "Таганку" по конкурсу в 1966 году и работал я там три года.

М. Ц. – Когда Вы пришли, Высоцкий только начинал работать над ролью Галилея или спектакль уже шёл?

– Когда я пришёл, роль Галилея репетировал Калягин. Потрясающе репетировал! Но в те времена популярность Высоцкого в народе была уже велика, Юрий Петрович поэтому ставку сделал на него, у спектакля был потрясающий успех с Володей Высоцким в главной роли.

М. Ц. – В те времена Высоцкий довольно плотно общался с группой молодых актёров – Арутюняном, Кошманом, Буткеевым. Вы полагаете, их связывала дружба, или просто развлекались вместе?

А. Х. – Нет, Владимир с ними особенно не дружил. Он больше общался в то время с Валерой Золотухиным и Веней Смеховым. Немножко к ним примыкали Юра Смирнов, Боря Хмельницкий, Васильев Толя. А Буткеев и прочие – это, что называется, с боку припёку, сильно они не общались. Больше с Володей они встречались по пьянке. В те времена мы все портвейн употребляли. Володя вообще мог подойти в театре к любой компании и выпить с ними, но дружба у него была только с определённым кругом людей.

М. Ц. – В 1968 году ведущий актёр "Таганки" Николай Губенко ушёл в кино и освободились его роли. В частности, коронная его роль Лётчика в "Добром человеке из Сезуана". Как получилось, что Высоцкий сменил премьера театра? По Вашему мнению, он уже на тот момент по своему актёрскому уровню соответствовал позиции премьера?

А. Х. – Как я понимаю, в основном, это была ставка Юрия Петровича, потому что Володя был уже очень популярен среди молодёжи – и не только московской молодёжи. Конечно, там были актёры более талантливые и могли бы играть лучше, но Любимов ставил на Высоцкого. Да, Коля был премьером, он великолепный, талантливый актёр, он был на всех главных ролях. Смена эта была при мне, потому что Коля часто снимался и нужна была замена.

"Добром человеке", и в "Десяти днях", где он играл Керенского. У самого Коли были виды на других артистов, которых он хотел бы видеть в этих ролях.

Высоцкий не всегда бывал готов играть... Бывали случаи, когда спектакль уже намечен, зритель уже пришёл, а Высоцкого нет в театре. Юрий Петрович рвёт на себе волосы, а Володя не в форме... Спектакли отменяли и заменяли другими, потому что в "Жизни Галилея" был занят почти весь состав театра, так что все были на месте и можно было заменить любым спектаклем. Это редко случалось, но бывало.

М. Ц. – Как Вам кажется, кто из двоих – Губенко или Высоцкий – создавали более интересный образ Керенского в "Десяти днях, которые потрясли мир"?

А. Х. – Вы Губенко в этой роли видели?

М. Ц. – Нет, не довелось.

– Я на "Таганку" пришёл из цирка. Когда пришёл, я просматривал все спектакли, чтобы потом попросить Юрия Петровича ввести меня в спектакли. Первого в роли Керенского я увидел Губенко, потом уже я видел в этой роли Высоцкого. Конечно, Губенко играл колоритнее и интереснее. Он не обладал такими голосовыми данными, как Высоцкий, но он был тоньше и интереснее. Он был глубже Володи. Володя, в общем-то, актёр одной краски, я считаю. Он не умел перевоплощаться.

Если Вы помните, в одной сцене Керенский стоит на плечах артиста и произносит речь. Юрий Петрович поручил мне, как цирковому артисту, научить Володю входить в плечи. Вот я его обучал, чтоб он входил в плечи, как акробат: руки в руки, а потом его подкидывали и он входил в плечи. У Володи это никак не получалось, а Коля это быстро сделал.

М. Ц. – А почему у Высоцкого это не получалось? Он же был физически развитым человеком.

А. Х. – Я думаю, что Коля физически больше развит, он же занимался в цирковом училище, владел своим телом, по проволоке ходил. Володя, в конце концов, научился входить в плечи, но не мог долго держать равновесие на плечах – то вперёд срывался, то назад.

М. Ц. – А если сравнить этих двух актёров в роли Семёна Гудзенко в "Павших и живых"?

– Губенко был интереснее, но когда он ушёл, естественно, потребовалась замена. Высоцкий стал этой заменой, а публика шла в театр именно на него, несмотря на то, что в театре было много хороших артистов. Он же был на всех магнитофонах.

М. Ц. – Помимо совместных репетиций, у Вас были контакты с Высоцким?

А. Х. – Не слишком много. Мне нужно было очень много работать, чтобы влиться в коллектив очень талантливых людей, поэтому я пропадал в театре, а у Володи было много разных занятий. Он всё допытывался у меня: "А чего ты ушёл из цирка?" Я говорю: "Хочу познать, что такое драматический артист". – "Ну давай, давай..." В труппе все друг друга знают, но не все дружат. Мы с Володей не дружили, но он ко мне относился хорошо. Может быть, ещё и потому, что он любил цирк.

"И что ты в наш театр пошёл? Оставался бы в цирке. Вон у тебя какие друзья хорошие".

М. Ц. – Вам что-нибудь известно о контактах Высоцкого с Леонидом Енгибаровым? Они были знакомы?

– Я знаю, что Володя встречался с Лёней в различных компаниях.

М. Ц. – Вы это от Енгибарова знаете или от Высоцкого?

– От Высоцкого, от Золотухина и других актёров. Многие "таганские" актёры любили цирк, бывали там. В частности, Зина Славина и Алла Демидова неплохо отзывались о Лёне Енгибарове.

Я не исключаю, что Володя и Лёня работали совместно в концертах. Енгибаров же в те времена как-то из цирка уходил на эстраду, но об этом я конкретно ничего не знаю.

12.04.2015 г.

© 2015)

Примечания

ХЛЮПИН, Анатолий Петрович. Артист цирка. Родился 1 января 1941 г. Окончил Государственное училище циркового и эстрадного искусства. В 1966-1969 гг. служил в московском Театре на Таганке. Долгие годы служил клоуном в Московском цирке, выступал в составе группы "Шутки в сторону".

– артист Московского театрального комплексного центра "Страна чудес дедушки Дурова". Заслуженный артист России (2002 г.) Живёт и работает в Москве.

Раздел сайта: