Иванов Валерий: "Служили два товарища". О съемках с Высоцким на старом морвокзале

"Служили два товарища". О съемках с Высоцким на старом морвокзале

О съемках с Высоцким на старом морвокзале вспоминает одесский преподаватель. «Служили два товарища»знаменитый фильм о событиях гражданской войны снимался в Одессе. Актеры были подобраны лучшие: Олег Янковский, Ролан Быков, Анатолий Папанов, Николай Крючков, Алла Демидова, Ия Саввина, Николай Бурляев. Сыграл в картине и Владимир Высоцкий. Многим запомнилась его роль поручика Александра Никитича Брусенцова. Кстати, сценаристы намеренно дали эту фамилию герою Владимира Семеновича. Таким способом они пытались отыскать в ГУЛАГе Сашу Брусенцова, геройского парня, бывшего лейтенанта. Валерий Иванов, преподаватель Одесского художественного училища им. М. Б. Грекова впервые делится с широкой публикой атмосферой съемок этого фильма

Когда в Одессе снимали фильм «Служили два товарища», в 1968-ом году, я работал преподавателем – заведующим детским сектором в парке Победа (сейчас – Дюковский парк) и одновременно осенью подрабатывал на съемочной площадке. В картину меня пригласила ассистент режиссера по массовке, знакомая девушка с нашей улицы.

На пробах меня спросили: «Портянки умеешь наворачивать?». А я вернулся только из армии. В общем, всех, кто умел это делать, взяли на эпизодические роли. Мы изображали уходящих русских солдат. Я был в фуражке, гимнастерке и в лаптях.

Этот эпизод должен был сниматься на Сабанеевом мосту. Но так нас в этот день, для меня первый съемочный, и не задействовали. Второй съемочный день случился через неделю, уже на спуске Вакуленчука (ныне Польский). Мы поднимались вверх, а герой Ролана Быкова с лошадью и таратайкой ехал мимо нас – красногвардейцев, идущих строем.

Я себя потом видел на экране: мелькал несколько раз. Встреча с Высоцким произошла позже. Была глубокая осень. Съемки проходили на старом одесском морвокзале – он находился тогда на территории порта недалеко от Воронцовской колоннады. Там стояло судно, на котором по сюжету фильма белогвардейцы из Крыма сбегали за границу. На этот раз я изображал молодого белого офицера мне надели сапоги, шинель и фуражку который дерется у трапа за возможность пробраться на судно.

И вот уже шел пятый час съемки, было очень холодно. И режиссер Евгений Карелов сказал так: «Кто первым прорвется на судно тот может прятаться и отдыхать». Я взял два номера альманаха «Песни и мелодии из кинофильмов» (в нем были напечатаны все тексты и ноты песен из фильма «Вертикаль», после которого о Высоцком узнали во всем СССР) и пошел на судне искать Высоцкого. Один альманах был для старосты Светы: она меня прикрывала, так как у меня было много пропусков из-за съемок, работы во время учебы на филфаке на 2-ом курсе университета имени Мечникова.

В этот день как раз снимали эпизод, как Высоцкий прощался с лошадью (его верный конь Абрек бросается в воду за судном, на котором уплывает Брусенцов, и плывет за ним. Выдержать этого Брусенцов не в состоянии.

Он стреляет в себя и падает за борт. прим. ред). Он был в каюте, выглядывал из нее, смотрел на лошадь, а потом выходил к борту, стрелял себе в голову и падал в воду. Но в такой холод вместо Высоцкого падали дублеры.

Снимали несколько эпизодов, и им наливали сто грамм водочки, так как вода была холодная. Я нашел каюту (из которой сделали гримерку) к Высоцкому, там сидели знакомые мне девочки – ассистентки.

Я обратился к ним с просьбой прорваться к Высоцкому. Увидев меня, он мне сказал: «Как Вы мне все надоели. Кто ты такой?». А я говорю: «Я снимаюсь в эпизоде, я студент, и у меня просьба взять у Вас с автограф для старосты».

Я ему показал этот альманах, а он удивился, что у него такого нет. «Это Вам», и подарил ему! Попросил оставить автограф на втором экземпляре альманаха. Он надписал «Светлане», поставил подпись и дату. Светлана с ценным альманахом уехала в Израиль, а я через некоторое время бросился искать такой же альманах для себя в магазинах и университетской библиотеке, но его уже не было.

Высоцкий, кстати, во время съемок в Одессе, давал концерты. Например, в один из свободных от съемок вечеров, он дал закрытый концерт в Одесском институте пищевых технологий имени Ломоносова. Концерт проходил в главном корпусе института, что на улице Свердлова (ныне – Канатная). Контрамарки доставались избранным. Мне повезло, так как у меня были знакомые девушки, которые работали в институте.

Вообще, конечно, тогда популярность Высоцкого была большой. Передавались друг другу бобинные записи с Высоцким. Знали на киностудии, что ушедший недавно из жизни режиссер – тогда еще молодой Петр Тодоровский тесно общался с Высоцким. Тодоровский аккомпанировал на гитаре Высоцкому, который пел «Парус» и другие песни, которые тогда были очень известны.

А еще была такая история. Это было позже, когда Высоцкий приезжал в один из приездов Одессу и также жил в «Куряже» это гостиница киностудии на Французском бульваре.

Он в эти летние дни не снимался, а скорее всего, собирался с Мариной Влади в популярный тогда черноморский круиз. Они несколько раз плавали в таких круизах на судах Черноморского морского пароходства. Так вот я ехал к «Куряжу» к своим приятелям киношникам по каким-то делам. Зашел в трамвай, а рядом стояла красивая женщина в очках и иностранной косынкой с сумкой, но я ее не узнал. А потом мы вместе вышли на одной остановке и шли в один и тот же подъезд гостиницы. Я присмотрелся и понял, что это Марина Влади. Эта случайная встреча меня очень сильно тогда впечатлила…

Записала Снежана Павлова

© 2000- NIV