Карасёва Ирина Анатольевна (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 10.01.2012 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/vospominanija/Karaseva/text.html

О Владимире Высоцком вспоминает

Ирина Анатольевна КАРАСЁВА

Карасёва Ирина Анатольевна (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

М. Ц. – Вы работали вместе с Анатолием Васильевичем Эфросом над всеми радиоспектаклями, в которых участвовал Владимир Высоцкий. Расскажите об этом, пожалуйста.

И. К. – О работе я могу рассказать, а о Высоцком – нет. Что я могу сказать о Высоцком, кроме того, что и Анатолий Васильевич, и Владимир Семёнович работали блистательно?

Вы мои слова примите правильно. В то время, когда все были друзьями Высоцкого, встречались, ели, пили, здоровались, прощались – у нас ничего этого не было. Вот начиналась работа – и она заканчивалась. Всё. Мы говорили друг другу "здрасьте" и "до свидания". И на этом всё кончалось. Поэтому лично о Высоцком мне рассказать нечего.

М. Ц. – Но в работе Вы же с ним сталкивались...

И. К. – До Высоцкого я никогда не могла дозвониться. Я натыкалась либо на каких-то друзей, либо, если позволительно будет сказать, – на собутыльников. Если я звонила в театр за кулисы, то это было ещё хуже. Поэтому я ему посылала телеграммы, как об этом писал Анатолий Васильевич в своей книге.

Это же радио... Мы заказывали студию, заказывали звукорежиссёров, звукооператоров. И мы стояли с Анатолием Васильевичем и ждали, – но не были уверены в том, что он появится.

М. Ц. – И партнёры ждали?

И. К. – Высоцкий никогда не был на записи с партнёрами.*1 Он приходил один, Анатолий Васильевич читал весь текст, а потом приходили все остальные в полном составе, и работали – и в этом случае уже Анатолий Васильевич был Высоцким, читал его текст.

М. Ц. – Какие-то случаи, связанные с работой, Вам запомнились?

И. К. – Было у нас две неприятности. Одна неприятность была связана с "Незнакомкой". Там Высоцкий играет Поэта. Он записал свои реплики. Мы уже распрощались, – и вдруг Анатолий Васильевич говорит: "А стихи?" Стихи Высоцкий не записал.

Я бросилась бежать и поймала его уже у выхода где-то. – "Владимир Семёнович, надо прочитать стихи". На что он мне ответил: "Я ничьи стихи, кроме своих собственных, не читаю и читать не буду". Спасибо ему большое за такое решение, потому что эти стихи совершенно потрясающе читает там сам Анатолий Васильевич – "Ночь. Улица. Фонарь. Аптека" и "По городу бегал чёрный человек".

Собственно, и в сценарии так было, и по логике действия стихи Блока должен был читать Высоцкий, игравший Поэта. Тогда бы весь финал иначе прозвучал. Финальная фраза – "Но он уже всё забыл" – звучала бы иначе. А так – и что же он забыл?

М. Ц. – А вторая неприятность?

И. К. – Вторая была связана с "Маленькими трагедиями". Записали "Каменного гостя". Все актёры записались и Дон Гуан – Анатолий Васильевич. Потом пришёл Высоцкий. Эфрос читал за всех, а Дон Гуан – Высоцкий. Потом Анатолий Васильевич говорит: "Дайте, я послушаю". Послушал и говорит: "Нет, Ира, не делайте ничего, мне не нравится". И добавил: "Это всё можно выбросить".

Ну, я, наверное, мусорщица – я это не выбросила. Вскоре после этого не стало Высоцкого, и я спросила Анатолия Васильевича: "Может быть, мне это всё-таки сделать?" И он сказал: "Сделайте". И я сделала. Причём это было очень сложно, потому что при читке Анатолий Васильевич на Высоцкого "наезжал", и мне букв не хватало. Пришлось у Высоцкого из других слов брать эти буквы. Короче, всё вышло. Но в результате всё чтение Анатолия Васильевича оказалось на полу, – я выбросила...

Работа была сделана, но лежала неоплаченной, потому что у нас платили только после того, как передача шла в эфир. Когда спектакль прошёл, я в бухгалтерии говорю: "А с Дон Гуаном-то как быть?" В общем, договорились, что деньги получит отец Высоцкого.

Приехали мы с мужем в санаторий, где отдыхал его отец и его жена. Сидят они на пляже и говорят только о Марине, Марине, Мариночке. Я нашла какую-то очень удобную минуту, подошла к нему и сказала, что он может получить такую-то сумму денег. И тогда на весь пляж раздалось: "Да это ж разве деньги?!"

"Каменный гость" остался моей болью, чудовищной болью. Я не сохранила плёнку. А то был бы у нас "Каменный гость" в исполнении Анатолия Васильевича, если бы мне хватило мозгов. Вот это моя боль и моя вина. Столько лет прошло – я этого себе простить не могу.

2.01.2012 г.

Беседу вёл Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2012)

Примечания

КАРАСЁВА, Ирина Анатольевна– "Мартин Иден" Дж. Лондона, "Незнакомка" А. Блока, "Каменный гость" А. Пушкина (постановки А. Эфроса), "Бесплодные усилия любви" В. Шекспира (режиссёр М. Попова), "Приют утопленников" Ж. Сименона (режиссёр Л. Бабкина) и многих других. Долгие годы была ответственной выпускающей на канале "Культура". Живёт и работает в Москве.

Раздел сайта: