Карцев Роман Андреевич (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 1.10.2008 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/vospominanija/Karcev/text.html

О Владимире Высоцком вспоминает

Роман Андреевич КАРЦЕВ

М. Ц. – Михаил Михайлович Жванецкий сказал мне, что Вы и Виктор Ильченко выступали вместе с Высоцким. Где и когда это было?

Р. К. – Это было в Ташкенте за два месяца до смерти Высоцкого, в мае 1980-го. Была жуткая жара. Мы работали по отделениям, работали по три концерта в день. Потом он улетал на съёмки, оттуда летел в Москву на спектакли. Возвращался в Ташкент и снова работал с нами. Так что график был очень напряжённый.

Иногда мы с ним ночами болтали. Мы жили в одной гостинице, Володя ночами плохо спал, так что говорили обо всём на свете.

С Высоцким мы были знакомы давно, мы часто выступали на "Таганке". После премьерных спектаклей у них бывали посиделки, куда нас приглашали. Я у них как-то играл свой моноспектакль. В других театрах его запретили, а Любимов сказал: "Будешь играть". Володя этот спектакль видел, и потом мне говорили, что он очень хорошо отзывался.

М. Ц. – А когда Вы познакомились с Высоцким?

Р. К. – Очень давно. Сейчас подумаю... Мы начали в Москве бывать где-то с 1962-1963 года. Кажется, Высоцкий на "Таганке" появился не с самого начала, там тогда буйствовал Губенко, был главный на всех ролях. Потом появился Высоцкий, начал играть Хлопушу, другие роли...

М. Ц. – Высоцкий в Театр на Таганке пришёл в сентябре 1964 года...

Р. К. – Ну я не помню точно по годам... Думаю, что мы познакомились, примерно, году в 1965-м. Часто мы встречались в гостях у капитана Анатолия Гарагули.

М. Ц. – В Одессе?

Р. К. – Нет, в Москве. Когда Гарагуля приезжал в Москву, то часто устраивал встречи в гостинице "Москва" в "люксе" на двенадцатом этаже. Приходили туда поэты, писатели, вечера проходили при свечах. И мы там выступали, и Володя приходил. Встречи наши были всегда очень тёплые, но нечастые. А вот за два месяца до его смерти мы работали в концертах. Потом я приехал в отпуск в Одессу и по "Голосу Америки" услышал о смерти Высоцкого.

М. Ц. – Об этих ваших совместных концертах до сих пор я никогда не слышал. Значит, дату их – май 1980-го года – Вы помните абсолютно точно?

Р. К. – Да, абсолютно точно.

М. Ц. – Расскажите, пожалуйста, побольше о тех выступлениях: кто их организовывал, в каких залах выступали?

Р. К. – Кто организовывал, я не помню. У Володи были свои администраторы. Может быть, они нас с Ильченко пригласили? Не помню... Но это были выступления не от Росконцерта и не от Москонцерта. Наверное, было всё организовано частным порядком. Где мы выступали, я тоже не помню.

М. Ц. – Может быть, во Дворце спорта?

Р. К. – Нет, были какие-то другие залы. Я вот эти вещи никогда не помню.

М. Ц. – В каких ещё городах Вы встречались с Высоцким?

Р. К. – Мы встречались в Ростове, там "Таганка" была на гастролях и мы тоже выступали. Мы жили вместе в одной гостинице. Встречи были всегда очень душевные. Володя очень уважал нас, а мы его. По вечерам после их спектаклей и наших концертов все встречались – и Володя был, и другие актёры. Мы "Таганку" очень любили тогда, этот театр был близок нам по духу.

М. Ц. – Каким Вам запомнился Владимир Высоцкий?

Р. К. – Мне запомнилось его очень интеллигентное, тактичное поведение. Казалось бы, в его положении можно было бы и выпендриваться, но ничего такого не было. Он больше нас расспрашивал, чем говорил о себе. Особенно много расспрашивал в Ташкенте. Там мы могли общаться спокойно, без спешки, без шума и гама.

Физически он был очень крепкий человек. Видимо, он всё-таки "подкачивался", когда время было.

М. Ц. – Театральные роли Высоцкого Вам запомнились?

Р. К. – Я видел его во многих спектаклях. Когда я смотрел "Гамлета", он себя неважно чувствовал. Это он мне сам сказал. Я был потрясён увиденным, зашёл к нему после спектакля, он говорит: "Я себя плохо чувствовал сегодня". Я говорю: "Володя, это было не видно!" Вообще, я по себе знаю, что когда актёр себя плохо чувствует, он иногда играет лучше, чем когда он в отличной форме. Спектаклем я действительно был потрясён, хотя сначала, когда я узнал, что Володя будет играть Гамлета, то просто не представлял себе, как это возможно. Володя с гитарой и Гамлет – это как-то в моём представлении не вязалось. Оказалось, я был совершенно не прав!

14.09.2008 г.

Беседу вёл Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2008)

Примечания

КАРЦЕВ, Роман Андреевич (наст. имя – Роман Аншелевич Кац). Артист эстрады, театра и кино. Родился 20 мая 1939 г. в Одессе. С 1956 г., окончив среднюю школу, работал на швейной фабрике. Свой творческий путь начинал в самодеятельности, с 1960 г. работал в одесском театре "Парнас-2", где уже выступал под псевдонимом Карцев. В 1962 г. уехал из Одессы в Ленинград и вместе со своим постоянным партнёром Виктором Ильченко пришёл к Аркадию Райкину в Ленинградский театр миниатюр. В 1969 г. он и Виктор Ильченко стали лауреатами Всесоюзного конкурса артистов эстрады, в 1970 г. начали самостоятельную работу, создав вместе с Михаилом Жванецким Одесский театр миниатюр, который через 10 лет стал Московским театром миниатюр под руководством М. М. Жванецкого.

В 1972 г. окончил актёрский факультет ГИТИСа. В кино дебютировал в 1976 г. в комедии "Трудный день – понедельник". Среди фильмов с его участием также "Волшебный голос Джельсомино" (1976), "Собачье сердце" (1988), "Биндюжник и король" (1989), "Небеса обетованные" (1991), "Мастер и Маргарита" (2005) и др. В 2001 г. опубликовал автобиографическую книгу "Малой, Сухой и Писатель".

Заслуженный артист РСФСР (1990), Народный артист России (2000), почётный гражданин города Одессы. Лауреат фестиваля юмора "Золотой Остап" (Санкт-Петербург). В 2003 г. получил приз конкурса "Одессит года–2003" в номинации "Легенда Одессы". Награждён медалью "Ветеран труда". Живёт и работает в Москве.

© 2000- NIV