Крамаров Савелий Викторович (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 23.05.2005 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/vospominanija/Kramarov/text.html

О Владимире Высоцком вспоминает

Савелий Викторович КРАМАРОВ

М. Ц. – Савелий, Вы были знакомы с Высоцким, однажды снимались с ним в кинофильме. Не могли бы Вы рассказать о своём общении с ним?

С. К. – Вы знаете, о Высоцком сейчас уже непросто говорить: столько написано, столько сказано... Честное слово, я Вам, наверное, ничего нового не расскажу... Он был потрясающей личностью, фигурой невероятного масштаба. Я не говорю сейчас о нём как об актёре, я имею в виду его чисто человеческие качества. Он меня больше удивлял именно как человек. Его взгляды, его поведение, его взаимоотношения с людьми – всё это выделяло его как очень большую личность. Его отношение во всём и ко всему – к делам, к вещам, – понимаете?

М. Ц. – А что Вы скажете об актёрских достоинствах Высоцкого?

С. К. – Ну, знаете... Скажем так, я не был в большом восторге от его актёрских качеств. Человеческие достоинства – это да, а об актёрских качествах я не говорю...

М. Ц. – А когда вы познакомились?

С. К. – В начале 1960-х годов. Мы встречались с Высоцким в разных компаниях, но это были нерегулярные, эпизодические встречи. Время, когда мы виделись каждый день, в течение двух месяцев, было лишь однажды – во время съёмок фильма "На завтрашней улице".

Фильм этот снимался в 1964-м году на Плявинской ГЭС под Ригой. Давно это было... Были мы молоды, веселы. Володя был таким разухабистым парнем... Ездили в ресторан "Лидо", хорошо проводили время. Ресторан этот тогда был знаменитый. Это сейчас таких много, а тогда – совсем другое дело! Ресторан был ночной, да ещё и с джазом!

Играли в футбол. Помню, играли как-то команда МХАТа против киношников. Там было на съёмках много мхатовских актёров. Володя играл, естественно, за МХАТ, – он же их училище заканчивал. Кстати, мхатовцы тогда выиграли. Володя, надо сказать, прилично играл в футбол. Он вообще был очень спортивный парень и очень азартный.

Кадр из к/ф ''На завтрашней улице''

М. Ц. – Какое было отношение Высоцкого к этому откровенно слабому фильму? Была ли это чистая "халтура", или он всё же пытался что-то выжать из своей роли?

С. К. – Нет-нет, никакой халтуры! Он же был творческий человек и старался что-нибудь найти в своей роли. А Вы этот фильм видели?

М. Ц. – К сожалению, ни разу. Об этом фильме знаю только со слов Высоцкого. Я, готовясь к нашему разговору, перечитал распечатку одного концерта. Там он говорит о своей роли: "Я там играл такого хорошего человека, каких просто не бывает... Его все любят, этого хорошего человека, Маркина; начальство любит, сослуживцы любят, жена тоже любит. Они уже купили мебель полированную, а живут в палатке и, значит, жена кашляет, ребёнки плачут, мебель гниёт, палатка протекает, а он говорит: "Маша, нам квартира не нужна. Другим нужнее...""*1

М. Ц. – В. Абдулов, тоже снимавшийся в той картине, как-то вспоминал, что Высоцкий на съёмках написал песню "Штрафные батальоны"...

С. К. – Я этого не помню. Он писал там песню для нашего фильма, но по какой-то причине песня в картину не вошла.*2 Я точно помню, что он писал что-то. Мы жили в палатках там, и он что-то писал, но что именно, – сказать не берусь.

М. Ц. – Эта песня в фильм не вошла? Вы не помните, почему её отвергли?

С. К. – Не помню. Я ведь занимался чисто актёрскими делами, а не подготовкой картины.

М. Ц. – Вы встречались с Высоцким в дальнейшем?

С. К. – Да, конечно. Помню, мы как-то даже вместе пробовались в какую-то картину. Было это на Одесской студии уже в 1970-е годы. У нас, помню, тогда хороший вечер был, много говорили, вспоминали. После этого общение было уже случайное, эпизодическое.

М. Ц. – Известно, что Высоцкий иногда выступал вместе с другими артистами. Не доводилось ли и Вам работать с ним?

С. К. – Да, мы иногда выступали вместе. То, что на нашем языке называется "халтурой". Помню, был такой случай. Мы приехали выступать в какой-то НИИ или на завод, не помню уж точно куда. Были мы вдвоём. Ну, у меня был, что называется, "литованный" материал, проверенный не только народом, но и "инстанциями", а у него был его обычный репертуар, его песни. И вот я выступил, потом он спел, и тут встал их председатель парткома и сказал, обращаясь к Высоцкому: "Вы же антисоветчину поёте! Как Вам не стыдно!" В общем, понёс: "Я Вам письмо в театр напишу! Я на "Мосфильм" напишу! Я это дело так не оставлю!" Как он понёс... Отчитывал Высоцкого прямо в зале, при зрителях.

М. Ц. – А как Высоцкий отреагировал на эту "атаку"?

С. К. – Да он опешил! Совершенно ведь дикая вещь. Я, кстати, даже не могу с уверенностью сказать, заплатали ли ему за это выступление или нет.

М. Ц. – А год, когда это было, не помните?

С. К. – Да нет... Было это при крепкой Советской власти. Мы ещё тогда только начинали. Помню, успокаивал я его тогда. Ведь прямо при зрителях, как мальчишку отчитали!

М. Ц. – Последний вопрос к Вам как к деятелю искусства. Какое из всех дарований Владимира Высоцкого Вы считаете наивысшим?

С. К. – Прежде всего он – крупнейший и абсолютно неповторимый бард. В этом его перебить никто не может. Это главное в нём, в этом замены ему нет и не может быть.

1.11.1994 г.

Беседу вёл Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2005)

Примечания

1. Цит. по фонограмме выступления в ДК шахты "Кочегарка", г. Горловка Донецкой обл., 13.03.1973 г.

2. В картину вошла одна песня Высоцкого – "Нам говорят без всякой лести..." Возможно, были наброски других песен, а возможно, Савелий Викторович просто забыл о ней, поскольку в фильме эту песню исполнили другие актёры.

КРАМАРОВ, Савелий Викторович (1934-1995). Актёр. Родился 13 октября 1934 г. в Москве в семье видного московского адвоката Виктора Савельевича Крамарова, репрессированного в 1938 г. Учился в Лесотехническом институте, но затем поступил в ГИТИС, который окончил в 1969 г. До 1982 г. – актёр Московского драматического театра им. А. С. Пушкина. Заслуженный артист РСФСР (1974).

Снялся в 42 советских фильмах, в их числе "Друг мой, Колька!", "Неуловимые мстители", "Двенадцать стульев", "Джентльмены удачи", "Не может быть", "Большая перемена".

В 1981 г. эмигрировал в США, снялся в фильмах "Космическая одиссея 2010", "Москва на Гудзоне", "Вооружён и опасен", "Красная жара", "Танго и Кэш" и др. Умер 6 июня 1995 г. в Сан-Франциско. Похоронен близ Сан-Франциско, на еврейском мемориальном кладбище в Колма (городе Мёртвых). Надгробие по своему проекту изваял друг Савелия Викторовича – Михаил Шемякин.

© 2000- NIV