Крейнин Эдуард Леонидович (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 27.11.2005 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/vospominanija/Krejnin/text.html

О Владимире Высоцком вспоминает

Эдуард Леонидович КРЕЙНИН

Крейнин Эдуард Леонидович (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Рядом с Высоцким - Э. Крейнин. Ленинград, книжный клуб-магазин ''Эврика'', февраль 1973 г. Фото – из архива Э. Крейнина

М. Ц. – При каких обстоятельствах Вы познакомились с Высоцким?

Э. К. – Я познакомился с Володей Высоцким в 1967 году, во время триумфальных гастролей Театра на Таганке в Ленинграде. Спектакли игрались на сцене ДК им. Первой Пятилетки. Ажиотаж был огромный. Все билеты давно проданы.

Каждый вечер толпы людей уже на подступах к Дворцу набрасывались на счастливых обладателей билетов или просто случайных прохожих в надежде приобрести "лишний" билетик. За это время многие "неудачники" перезнакомились и объединились в единую команду для добывания билетов к следующим гастролям театра.

Итак, в один из выходных дней я вместе со своим близким приятелем и коллегой Юрой Фельдманом подъехали к ДК им. Первой Пятилетки, дождались окончания дневного спектакля и направились к служебному входу, рассчитывая встретить на выходе Высоцкого, познакомиться с ним и пригласить к себе в институт ВАМИ (Всесоюзный алюминиево-магниевый институт), что на Васильевском острове.

С Володей нам встретиться не удалось, зато удалось завязать знакомство с артистом театра Рамзесом Джабраиловым, который подсказал, что повидаться с Высоцким надёжнее всего во время репетиций. Ближайшая – завтра. Так мы и поступили. На следующий день, днём, войдя в ДК со служебного входа, мы попросили кого-то из работников театра вызвать с репетиции Володю.

Долго ждать не пришлось. Через несколько минут он спустился к нам. На нём был чёрный свитер и джинсы. Выглядел он уставшим. Мы представились, объяснили кто мы и откуда и сказали, что очень хотели бы пригласить его к себе в институт. Сначала он категорически отказывался, на любой предлагаемый нами день встречи говорил: нет, не могу, занят, тоже занят, опять занят и т. д. Но мы не сдавались, мы были молодыми и напористыми и, в конце концов, "крепость пала". Он согласился.

6 мая 1967 года состоялся первый из пяти концертов Высоцкого в ВАМИ.

М. Ц. – В тот приезд Высоцкого Вы организовывали ещё какие-нибудь его концерты?

Э. К. – Пожалуй, нет.

Крейнин Эдуард Леонидович (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Во время выступления в английской школе № 213. Ленинград, ул. Ломоносова, 11. 30 января 1973 г. Фото – из архива Э. Крейнина

М. Ц. – Вы были на многих выступлениях Высоцкого в Ленинграде. Какие из них Вам запомнились?

Э. К. – Запомнились все. Я был на тех выступлениях Высоцкого, которые сам и организовывал. Каждое его выступление было СОБЫТИЕМ и для меня, и для всех, кому удавалось попасть на его концерты.

Единственное исключение – выступление Высоцкого в школе на Ломоносовской ул., куда меня пригласили мои знакомые. Чем запомнилось? В школу Володя приехал с Мариной Влади и познакомил нас. Запомнилось также, как Марина подсказывала ему текст, когда он вдруг забывал какие-то слова песен.

Кстати, этот концерт в школе мог и не состояться. За несколько часов до начала выяснилось, что администрация школы отказала в помещении. Дело было вечером. Школа закрыта. Организаторам концерта пришлось изрядно поволноваться, но, в конце концов, им удалось найти уборщицу школы и уговорить её впустить нас.

М. Ц. – А для кого был концерт? Для сотрудников какого-то предприятия?

Э. К. – Я думаю, что этот концерт был для истинных поклонников и ценителей песенного творчества Высоцкого. Устроителями этой встречи-концерта были Наташа Смирнова и Михаил Кане, входившие тогда в совет клуба песни "Восток" (они и пригласили меня). Так что, скорее всего, в школу пришли члены клуба "Восток" и их знакомые.

С Наташей меня познакомил Володя в 1967 году. Он пригласил её на свой концерт в ВАМИ, где мы и были представлены друг другу.

М. Ц. – Вы говорите о концерте 30 января 1973 года? Я знаю о выступлении в английской школе № 213 в этот день.

Э. К. – Ну, сейчас мне уже трудно вспомнить, в какой школе это было и когда. Возможно, Вы правы. Хорошо помню, что было это зимой.

Крейнин Эдуард Леонидович (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

На сцене актового зала ВАМИ. Рядом с Высоцким - Э. Крейнин. Ленинград, октябрь 1974 г. (?) Фото Орика Грязнова, из архива Э. Крейнина

М. Ц. – Какие ещё концерты Высоцкого были организованы Вами?

Э. К. – Помимо пяти концертов в ВАМИ, это выступления Высоцкого в институте ядерной физики в Гатчине, в институте "Гипрошахт" и в одном из книжных магазинов Московского р-на. Был ещё концерт в ДК им. Кирова (в Малом зале) вместо запланированного и запрещённого в Доме архитектора.

Что касается института ядерной физики, то я лишь вёл переговоры с Володей о проведении концерта в ЛИЯФе. Непосредственно организацией концерта занимались ребята из института, в том числе Коля Попов, с которым я был хорошо знаком. Его жена Тоня работала в ВАМИ и мы были в приятельских отношениях.

Во время гастролей Театра на Таганке в Ленинграде в 1972 году в ВАМИ прошёл концерт Высоцкого, на который он привёл актёров театра В. Смехова, А. Васильева, В. Золотухина, Б. Хмельницкого и, кажется, И. Дыховичного На этом концерте присутствовали Коля с Тоней. После концерта Коля попросил меня поговорить с Высоцким о возможности его выступления в ЛИЯФе. Володя на удивление быстро согласился.

Помню, что в день выступления у него было прекрасное настроение. В машине, по дороге в Гатчину, он много шутил, рассказывал анекдоты, спел мне песенку попугая Эда (как раз в это время он записывал на пластинку свои песни к музыкальной сказке "Алиса в стране чудес"). Машину вёл Коля. Была с нами, если мне не изменяет память, и Наташа Смирнова.

Перед концертом для Володи была устроена экскурсия по институту, присоединились к нему и мы с Наташей. А потом все мы с удовольствием отобедали в институтской столовой. Концерт прошёл превосходно. Коля и Тоня Поповы давно живут в Германии.

Концерт в институте "Гипрошахт" состоялся два года спустя, через несколько дней после очередного выступления Высоцкого в ВАМИ. Забирал я его из квартиры Нины Ургант и Кирилла Ласкари. Жили они на улице Римского-Корсакова. Приехал я к ним заблаговременно. Уточнив время начала концерта, Володя обрадовался и сказал, что ему необходимо ещё полчаса побыть дома. Пока Нина знакомила меня со своей замечательной собакой, ньюфаундлендом, и угощала душистым чаем, Володя и Кира обсуждали какую-то новую Володину пьесу. В институт "Гипрошахт" нас привёз Кирилл, он же и отвёз Володю после концерта. Во время концерта Высоцкий был возбуждён и напряжён, но на качестве выступления это не отразилось. Успех был абсолютным.

Крейнин Эдуард Леонидович (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Ленинград, книжный клуб-магазин ''Эврика'', февраль 1973 г. На переднем плане, слева направо: И. Дружков, Э. Крейнин, В. Корсакова, Г. Бржежинский. На заднем плане, рядом с В. Высоцким, – директор клуба-магазина ''Эврика''. Фото – из архива Э. Крейнина

Концерт для работников объединения "Ленкнига" был устроен по просьбе директора Дома книги Германа Бржежинского (мы дружили семьями). Он предложил для Володиного выступления книжный магазин, расположенный недалеко от станции метро "Парк Победы", поскольку там был большой актовый зал. На концерте присутствовало всё руководство "Ленкниги". Зал был переполнен. У некоторых были с собой кассетные магнитофоны.

Володю долго не отпускали и ему пришлось расширить свою заранее запланированную программу. Я знаю, что на следующий день он побывал в Доме книги у Германа и увёз оттуда чемодан дефицитных книг. В каком году это было, мне уже не вспомнить. Возможно, что не раньше 1975-го. Но хорошо помню, что это было зимой.*1

Пожалуй, самым нервным был для меня концерт Высоцкого в ДК им. Кирова. Первоначально концерт должен был состояться в Доме архитектора. Переговоры с дирекцией Дома вела по моей просьбе главный архитектор ВАМИ, член Союза архитекторов И. В. Ерофалова. Согласие на проведение концерта было получено, и мы приступили к изготовлению и распространению билетов. Но в день концерта Ерофаловой неожиданно позвонили из Дома архитектора и сообщили, что все договорённости отменяются. Очевидно, испугались ответственности и решили не рисковать. Ведь это было время, когда концертная деятельность Высоцкого в Ленинграде официально не поощрялась.

Пришлось срочно искать другое помещение. Нам удалось договориться с Малым залом ДК им. Кирова. Кого-то мы успели предупредить, для остальных пришлось организовывать подвозку (от Дома архитектора). В общем, концерт состоялся.

Но и здесь не обошлось без ложки дёгтя. О том, что во Дворец культуры приехал Высоцкий, очень быстро узнали сотрудники ДК. Многие из них пришли в зал. Увидеть и услышать живого Высоцкого – большая удача. Доложили о Высоцком и директору Дворца. Тот нашёл меня и потребовал немедленно прекратить концерт. К счастью, Володя уже завершал выступление. Я передал ему записку, что, мол, через несколько минут здесь должно начаться какое-то мероприятие. Он, конечно, всё понял и, исполнив ещё одну песню, попрощался с залом.

М. Ц. – А в каком году состоялось это выступление, если попробовать оттолкнуться от концерта в школе, о котором мы только что говорили?

Э. К. – Год я сейчас не вспомню. Но это было определённо позднее концерта в школе.

М. Ц. – Где именно в ВАМИ проходили концерты Высоцкого? Дело в том, что по нашим данным, т. е. данным людей, очень долго занимающихся высоцковедением, один из концертов (22 марта 1973 года) состоялся в кафе "Вамитяне". Правда ли это?

Э. К. – Выступления Высоцкого проходили, в основном, в актовом зале ВАМИ, под эгидой клуба "Вамитяне", созданного в институте в середине шестидесятых. Председателем совета клуба был ваш покорный слуга. Вначале это было молодёжное кафе "Вамитяне", в помещении институтской столовой, где состоялось много интересных вечеров-встреч. Один из концертов Высоцкого действительно прошёл в кафе "Вамитяне". В нём участвовала и артистка Ленконцерта Роза Савченко (она вместе с Высоцким заканчивала Школу-студию МХАТ).

Клуб "Вамитяне" просуществовал более десяти лет. Гостями клуба были многие известные актёры, режиссёры, музыканты, поэты из Москвы и Ленинграда. Назову лишь несколько имён: А. Райкин, Ю. Никулин, Е. Леонов, А. Миронов, А. Фрейндлих, С. Юрский, Г. Хазанов, М. Жванецкий, А. Пугачёва. Но это уже другая история.

М. Ц. – Вы общались с Высоцким помимо концертов?

Э. К. – Конечно. Володя как-то был у меня дома по адресу: пр. Космонавтов, д. 19, корпус 4, кв. 1. Я привёз его после одного из концертов. Собралась небольшая компания: Высоцкий, мы с женой, Наташа Смирнова и Миша Кане, Герман Бржежинский с женой и ещё одна семейная пара, наши приятели. Мы провели вместе несколько часов за ужином и разговорами. Немножко выпивали (все, кроме Высоцкого, – он пил только лимонад). Потом Володя звонил в Москву и разговаривал с Мариной Влади. В этот же вечер, прямо от нас, он уехал в Москву "Красной стрелой".

Побывал и я у него в гостях во время одной из своих командировок. Ещё в Ленинграде мы условились созвониться, когда я соберусь в Москву. Случай представился довольно быстро. В составе группы специалистов института ВАМИ я должен был участвовать в технических переговорах с одной японской фирмой в Москве. Накануне отъезда я позвонил Володе и мы договорились о встрече.

Переговоры проходили в японском торговом представительстве. После их завершения представители фирмы вручили каждому из нас подарки и, в том числе, зажигалки на пьезоэлементах. Я уже знал, что Высоцкий коллекционирует зажигалки, и решил при встрече подарить её ему. Володя очень обрадовался, у него такой не было, показал мне свою коллекцию, которая оказалась не маленькой, и в ответ презентовал новенькое портмоне из крокодиловой кожи.

Был у него в это время какой-то его знакомый. Володя познакомил нас, но сейчас я уже не помню его имени. Я обратил внимание на шикарную стерео-магнитофонную установку. Володя сказал, что это подарок Марины, и что на этой установке он записывает все свои песни. Пару песен Володя записал в нашем присутствии. Перед этим он заглянул в солидный по объёму самиздатовский сборник своих песен и стихов и что-то в нём отметил. Не исключаю, что именно те две песни, которые через несколько минут начали свою новую жизнь на магнитофонной ленте.

Потом мы сидели на кухне, пили чай с тортом и неспешно беседовали на разные темы, включая искусство и политику. Кстати, он предложил нам что-нибудь выпить (холодильник был забит крепкими напитками), но... без него. Мы, естественно, отказались.

Пробыл я у него часа два. Ему нужно было куда-то ехать. Он подвёз меня к метро и, прощаясь, пригласил на завтра в театр, на "Гамлета". Я уже видел этот спектакль во время гастролей театра в Ленинграде, но не мог отказать себе в удовольствии посмотреть его ещё раз, тем более по личному приглашению исполнителя главной роли.

На следующий день мы встретились у служебного входа, Володя выписал для меня пропуск и привёл в свою гримёрную, которую он делил с Борисом Хмельницким. Я разделся у него и спустился в зал.

После спектакля, поблагодарив Володю, я уехал в превосходном настроении на Ленинградский вокзал. Вот такая у меня была замечательная командировка.

Были мы вместе с Володей и в гостях у Николая и Антонины Поповых, в доме на Новосибирской улице, возможно, уже после его выступления в ЛИЯФе.

Приглашённых было много, кто-то пришёл с кассетным магнитофоном, хотя Высоцкий и предупредил нас, чтобы никаких записей не делали.

Он много пел. Был чудесный летний вечер. Духота в квартире заставила открыть окна. Многие прохожие на улице останавливались под окнами, недоумевая: неужели – живой Высоцкий или это, всё-таки, магнитофонная запись? Было и застолье, но почему-то об этом моя память молчит. Зато хорошо помню, что была там Наташа Смирнова. Она принесла с собой несколько Володиных фотографий. Одну из них он надписал мне: "Эдик! Ты хороший человек со знаком +". В тот год он снимался у И. Хейфица, на "Ленфильме", в картине "Плохой хороший человек".

Ну, вот, пожалуй, и всё.

У меня было много фотографий Высоцкого, сделанных в разные годы. Большую часть их, вместе с другими материалами, я передал музею Высоцкого в Москве по их просьбе. Какие-то оставил себе.

Завершая нашу беседу, я хочу сказать, что многолетнее знакомство с Владимиром Высоцким было для меня подарком Судьбы и одним из самых ярких эпизодов в моей жизни.

6.11.2005 г.

Беседу вёл Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2005)

Примечания

1. Позднее, в беседе с Э. Крейниным мы выяснили, что речь идёт о выступлении Высоцкого в расположенном на Новоизмайловском проспекте клубе-магазине "Эврика", которое состоялось в феврале 1973 г.

КРЕЙНИН, Эдуард Леонидович. Родился в 1938 г. в Ленинграде. Окончил Горный институт. Сорок лет проработал во Всесоюзном алюминиево-магниевом институте (ВАМИ), из них двадцать пять – главным инженером проекта. В 2001 г. переехал в Израиль.

© 2000- NIV