Криштул Борис Иосифович (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 3.10.2008 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/vospominanija/Krishtul/text.html

О Владимире Высоцком вспоминает

Борис Иосифович КРИШТУЛ

М. Ц. – В одной из своих книг Вы описали очень любопытную историю встречи Владимира Высоцкого и первого исполнителя роли Джеймса Бонда Шона Коннери.*1 Мне, как биографу Высоцкого, важно знать: это описание полностью соответствует действительности?

Б. К. – Да, это всё так и было. Стоит Шон Коннери – и на него никакого внимания. Он даже нервничал из-за этого, потому что – ну как же так! Везде он "звезда", пройти не дадут, а тут, в такой, вроде, кинематографической стране, – ноль внимания.

М. Ц. – В той же книге Вы приводите рассказ режиссёра Михаила Калатозова, который был свидетелем того, как одна из фанаток Коннери оторвала с его пиджака пуговицу на память. Вы рассказывали об этом Высоцкому?

Б. К. – Не помню, но, кажется, не рассказывал. А в песне это действительно есть: "на клочья разорвут".

М. Ц. – Вы, конечно, знаете текст, которым Высоцкий всегда предварял исполнение песни "Про Джеймса Бонда". Он рассказывал о том, что Шон Коннери устроил банкет, а его там знать никто не знал, так что он потом повторял: "Да, это действительно таинственная страна". Был такой банкет?

Б. К. – Да, банкет был, об этом я Володе рассказывал. Коннери как-то подошёл ко мне и говорит: "У нас по закону Голливуда "звезда" всегда устраивает приём для группы. Как ты считаешь, кого пригласить?" Я говорю: "Шон, да пригласи тех, кто у камеры – режиссёра, главного оператора..." И вот в своих апартаментах в "Национале" он устроил этот приём. И там ещё был Дино де Лаурентис,*2 который приехал в Советский Союз уговаривать Бондарчука ставить "Ватерлоо".

Ну а насчёт того, что люди на приёме не знали и не узнали Коннери, это Володя присочинил. Не было там никаких осветителей, не было никаких костюмеров – только ведущая часть группы, которые прекрасно знали, кто такой Коннери.

М. Ц. – Высоцкий с Шоном Коннери после встречи в аэропорту больше не встречались?

Б. К. – Да нет, конечно. Коннери ко всем был равнодушен, что, впрочем, характерно для "звёзд" вообще. Они интересуются только собой.

М. Ц. – А когда Вы познакомились с Высоцким?

Б. К. – В начале 1960-х годов я на студии имени Горького был старостой автокружка. Мы с милицией договорились, что будем заниматься прямо на студии. Помню, в кружке были актриса Хитяева,*3 режиссёр Гурин...*4 Когда набралось тридцать человек, мне милицейский майор сказал: "Всё, хватит, прекращайте запись".

Выхожу я из комнаты, и тут догоняет меня парень невысокого роста. Говорит: "Ты староста?" Я ему сразу: "Мест нет". Он говорит: "Ну не надо так резко. Я Володя Высоцкий, актёр театра имени Пушкина, мне очень нужны права. Я тебя очень прошу – запиши меня, а я тебе песни свои подарю. Тебе что, песни мои не нравятся?" – "Нравятся, – говорю, – даже очень. Я думал, ты в тюрьме сидел". – "Да не сидел я!"

Походил он на занятия два раза и пропал. Я думал: и что с ним такое случилось? Однажды захожу в павильон, где снимался фильм "Карьера Димы Горина". Там Демьяненко был в главной роли, а Володя Высоцкий – в групповке. Вижу – на полу спит милиционер. Причём, мне показалось, что он не массовочный милиционер, а настоящий. Особого внимания, правда, я не обратил. Слышу – свистят мне. Поворачиваюсь – Володя. Я говорю: "Ну ты чего же, просил тебя записать, а на занятия не ходишь". Он мне: "Милиционера видел там?" – "Ну видел. И что?" – "Да был я в ресторане. Пристал какой-то мужик – спой, да спой! Ну я ему в харю дал. Теперь вот пятнадцать суток. С милиционером на съёмки хожу. А ты всё интересовался, сидел ли я. Вот – уже сижу!" Это был юмор классный! Вот такая была наша вторая встреча.

Третья встреча была в Москве через несколько лет, когда Марина Влади была почётным гостем Московского международного кинофестиваля, а я работал в дирекции фестиваля.

Сижу – вдруг открывается дверь, появляется Высоцкий, машет мне рукой. Я выхожу в коридор, он меня спрашивает: "Борь, скажи, Марина Влади – почётный гость фестиваля?" – "Володя, – говорю, – это не ко мне, это в международный отдел". – "Да ладно, ну ты же здесь работаешь, посмотри". Ну, Володя всегда напористым был, отказать никогда нельзя было.

Я пошёл, достал книжку, читаем... А Влади рядом с ним стоит – красавица в огромных очках на пол-лица. Я зачитываю: "Марина Влади, почётный гость". Володя спрашивает: "А может она жить у меня?" – Я ему: "Володя, ну ты вопрос задаёшь, на который тебе никто не даст ответ. Почётный гость – это значит, встречи разные будут, симпозиумы". – "А её буду возить, – говорит. – Ты мне будешь звонить, а я её буду подвозить, куда нужно". Марина смеётся: "А чего ты спрашиваешь, – ты же уже всё решил".

Я говорю: "Ну что я могу сказать... Ну пусть живёт у тебя". – "Вот и отлично! Я её буду подвозить. А ты мне звони и приходи на "Таганку"".

Я, к сожалению, приглашением не воспользовался, о чём теперь, конечно, безумно жалею. Я даже "Гамлета" в его исполнении не видел.

А последняя наша встреча была незадолго до его смерти. Мы столкнулись в коридоре на "Мосфильме", Володя там снимался у Швейцера в "Маленьких трагедиях". Он мне сказал, что выпускает пластинку, что Одесская студия, вроде бы, утверждает его на картину как режиссёра, что он выпустит скоро книгу стихов... В общем, такую радужную картину нарисовал!

Потом говорит: "Если я запущусь с фильмом, будешь у меня директором картины?" Я говорю: "Ну Володя, о чём ты говоришь! Конечно, буду". – "Ну, директор, куда тебя довезти?" – "Да никуда, Володя, мне ещё поработать надо". Вот так и расстались...

21.09.2008 г.

Беседу вёл Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2008)

Примечания

1. Криштул Б. "В титрах последний" Москва 2002 г.

"... Весной 1969 года в Шереметьево я встречал Шона Коннери, который прилетел в Москву сниматься в "Красной палатке". Войдя в здание аэропорта, я сразу обратил внимание, что почти все в зале, как подсолнухи к солнцу, повернули головы в одну сторону, где в уголке спокойно стоял мой знакомый (Владимир Высоцкий). Я подошёл поздороваться.

– Встречаешь кого? – спросил он.

– Самого популярного актёра в мире.

– Ты его уже встретил.

– Нет ещё.

– Хамишь...

– Да нет же, звезда – иностранная.

– Значит, мою жену! – засмеялся он.

– Опять не угадал. Это мужик.

– Сдаюсь! – он поднял обе руки вверх.

– Джеймса Бонда или, если хочешь, Шона Коннери.

– Ну-у, познакомь!

Пока ждали багаж Шона, я их представил друг другу:

– Владимир Высоцкий – самый популярный в нашей стране поэт, бард, артист театра и кино.

Володя тут же добавил:

– И жена у меня актриса, красавица и француженка.

Гостя я отрекомендовал просто:

– Шон Коннери – он же Амундсен.

Багажа не было минут тридцать, и за это время к нам присоединилась прилетевшая из Парижа Марина Влади. Шон вежливо и абсолютно равнодушно поцеловал руку Марине, взглянув на неё слегка недоумённо и вопрошающе: мол, где-то, вроде, видел, а впрочем, не помню...

Всё это время супруги были в центре внимания встречающих, пограничников, таможенников, таксистов, а ещё провожающих, улетающих, прилетевших, милиционеров, носильщиков, буфетчиц, уборщиц... Сначала их разглядывали издали, как экзотических зверей в зоопарке. Потом какая-то девушка сердито толкнула своего спутника, и он робко подошёл, неловко держа в руке открытку. Шон тут же достал ручку, но парень протянул открытку Высоцкому, потом Марине и, получив их автографы, отошёл. Коннери оторопел.

Тут же к супругам выстроилась очередь мечтающих получить их росчерки на конвертах, журналах, газетах, фотографиях детей; кто-то тянулся с десятирублёвкой, а кто-то с паспортом.

"Бонд" стоял с каменным лицом, изучая пространства поверх голов шевелящейся толпы. Ситуацию разрядил подъехавший с его чемоданами носильщик".

2. Дино де Лаурентис (Dino De Laurentiis). Род. в 1919 г. Итальяно-американский кинопродюсер, один из самых авторитетных в истории послевоенного кинематографа, обладатель почётной премии "Оскар" им. Ирвинга Тальберга (2001).

3. Хитяева Людмила Ивановна. Род. в 1930 г. Советская киноактриса, народная артистка РСФСР.

4. Гурин Илья Яковлевич (1922-1994) – советский кинорежиссёр, сценарист. Постановщик кинофильмов "Верьте мне, люди", "Россия молодая" и др.

КРИШТУЛ, Борис Иосифович. Продюсер, педагог. Родился 21 августа 1940 г. в Москве. Окончил экономический факультет ВГИКа. На студии "Мосфильм" проработал 40 лет. Был организатором кинопроизводства и директором картин "Ночь перед рождеством" (1961), "Красная палатка" (1969), "Дубровский" (1970), "Это сладкое слово – свобода" (1972), "Фронт за линией фронта" (1977), "Экипаж" (1979), "О бедном гусаре замолвите слово" (1980), "Нас венчали не в церкви" (1982), "Рецепт её молодости" (1983) и многих других. Автор четырёх книг. Преподаватель ВГИКа, доцент экономического факультета. С 1998 г. – председатель ревизионной комиссии Союза кинематографистов России. Заслуженный деятель искусств РФ (2001). Живёт и работает в Москве.

© 2000- NIV