Кузин Валерий Евгеньевич (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 18.11.2011 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/vospominanija/Kuzin/text.html

О Владимире Высоцком вспоминает

Валерий Евгеньевич КУЗИН

М. Ц. – Из воспоминаний ныне покойного режиссёра Зария Хухима*1 мы узнали, что, помимо всем известной компании друзей в Большом Каретном, была ещё одна компания, которую посещал в те годы молодой Владимир Высоцкий. В своих воспоминаниях З. Хухим упоминает Вас как члена этой группы друзей. Когда образовалась эта компания, и кто в неё входил?

В. К. – Я Вам скажу совершенно точно – это конец 1959 года. Я познакомился с Хухимом на картине Марка Донского "Фома Гордеев". Там главную роль играл Жора Епифанцев, а Жора вместе с Высоцким учился в Школе-студии МХАТа. С Жорой мы очень подружились на съёмках в Горьком, а по приезде в Москву он меня познакомил с Володей Высоцким, Валей Никулиным. Так образовалась эта компания. Встречались мы все у Хухима, который жил по адресу: Настасьинский переулок, дом 4. Зарик жил там с престарелыми родителями, которые много времени проводили на даче. Таким образом, их комната была в нашем распоряжении.

М. Ц. – Кто ещё был завсегдатаем в доме Хухима?

В. К. – Был ещё такой Олег Лайвин, он кончал нефтяной институт.*2 Он был приятелем Зарика. С Володей Высоцким они сошлись по лёгкости характера.

М. Ц. – З. Хухим рассказал, что он когда-то передал Вам катушечный магнитофон, а вместе с ним – бобину, на которой Высоцкий с Епифанцевым записывали какие-то детективы. Что они там сочинили, не помните?

В. К. – Есть у Володи песня такая – "Опасаясь контрразведки..." Вот по мотивам этой песни они что-то такое сочинили. Эта песня шла как бы лейтмотивом, а там они между собой что-то играли. В общем, эта песня была записана в прозе, вот что это было. Плёнка эта не сохранилась, к сожалению.

М. Ц. – Ещё какие-то прозаические опыты Высоцкого Вы помните?

В. К. – Нет, записывались только песни.

М. Ц. – Сколько времени просуществовала компания в Настасьинском переулке?

В. К. – Не больше года. Все закончили институты, студии, и разошлись по своим делам. Репетиции, спектакли. С Зариком мы продолжали встречаться по киношным делам, но общих встреч уже не было.

М. Ц. – Насколько я знаю, Хухим так ни одной картины и не снял?

В. К. – Нет, он был только вторым режиссёром, а самостоятельно снял только несколько выпусков "Ералаша".

М. Ц. – Каким Вам запомнился Высоцкий, так сказать, "на заре туманной юности"?

В. К. – Ну понимаете, мы все тогда были невеликие люди. Кроме, собственно, Жоры Епифанцева. Он был очень талантливый парень, художник прекрасный. Он держался несколько особняком, а мы вокруг него были, как мальчишки.

М. Ц. – Так что, – Епифанцев был заправилой этой компании?

В. К. – Да нет, заправилой там был Зарик, как ни странно. Епифанцев был самым серьёзным, а самым весёлым был Володя Высоцкий. Вообще, отношения у нас были юношеские и очень сердечные.

М. Ц. – Чем занимались, когда встречались?

В. К. – Ну, чем мы занимались... Когда у кого-то были денежки, то шли в какой-нибудь ресторан. Тогда только открылся ресторан "Пекин". Однажды был случай смешной. Дело было осенью 1959 года, тогда на площади Маяковского копали тоннель. Чтобы попасть в "Пекин" можно было спокойно пройти по улице Горького и свернуть налево перед кинотеатром "Москва". Но мы от концертного зала имени Чайковского попёрлись напрямую через котлован. А почему так? Да потому что были уже чуть-чуть поддатые и спешили в ресторан продолжить это дело.

Ну, спуститься-то мы в котлован спустились, а подняться уже не могли – скользко же, грязно. Короче, вылезли, в конце концов, но перемазались в грязи так, что ни в какой ресторан нас, конечно, не пустили, пришлось возвращаться к Зарику и продолжать общение там.

Встречались, веселились... Женщин в этой компании практически не было. То есть, они были где-то в стороне. Была весёлая студенческая компания, умных разговоров об искусстве не вели.

М. Ц. – Высоцкий снимался в двух картинах студии имени Горького – "Карьера Димы Горина" и "Штрафной удар". На этих картинах у Вас с Высоцким контакты были?

В. К. – Ну, когда встречались, то разговаривали, конечно. Я несколько раз его снимал для фотопроб. Всё это было давно и ничего не сохранилось. Я отдал однажды негативы в нечестные руки, больше они ко мне не вернулись.

В 1964 году я в какой-то степени помог популяризации песен Высоцкого. Снималась на студии имени Горького картина "Верьте мне, люди". И вот кто-то из съёмочной группы мне сказал: "Вот найти бы человека, знающего блатные песни, нам для фильма надо". А я говорю: "Есть такой актёр Володя Высоцкий, он как раз такие песни пишет".

Связывались они с ним уже без меня, но тогда впервые был на профессиональную аппаратуру записан весь его блатной цикл. В фильм эти песни не вошли, но потом – пошло-поехало. Песни переписывали, кто хотел. И я переписал, друзьям своим дал, и другие люди переписывали. То есть, я не могу, конечно, сказать, что это из-за меня песни Высоцкого стали популярными, но та плёнка была записана с моей подачи.*3

М. Ц. – Кто конкретно с ним связывался, не помните?

В. К. – Не помню. Все уже на том свете. Начинал картину делать режиссёр Луков, но он умер, поэтому фильм заканчивали его помощники Беренштейн и Гурин. Они тоже уже в мире ином.

Дома у Ларисы Лужиной. Москва, осень 1968 г. Фото Валерия Кузина

М. Ц. – Когда Вы виделись с Высоцким в последний раз?

В. К. – Очень давно, осенью 1968 года. Это было на новой квартире у Ларисы Лужиной. Со своим тогдашним мужем Алексеем Чердыниным они сначала снимали комнату на улице Горького, у вдовы актёра Алексея Дикого, а потом получили квартиру на Юго-Западе.

Я дружил с Лёшей, и однажды он пригласил меня к себе, а сам куда-то уехал. Я остался с Ларисой – и тут звонок: приехал Высоцкий. Ну, вот посидели, поговорили. Со мной камера была, я несколько кадров сделал. Вот это была и последняя съёмка, и последняя встреча.

12.11.2011 г.

Беседу вёл Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2011)

Примечания

1. З. Хухим "Романтика Высоцкого – это проявление человека в экстремальной ситуации" // сб. "Белорусские страницы". Вып. 34. Минск 2005 г. Стр. 56-69.

2. Здесь неточность: Олег Александрович Лайвин в 1960 г. окончил Московский торфяной институт.

3. Воспоминания ассистента режиссёра Л. Марягина "Первый гонорар Высоцкого" о записи той кассеты опубликованы в московской газете "Семь дней" 1997 г. 27 января–5 февраля. Стр. 14.

КУЗИН, Валерий Евгеньевич. Фотограф. Родился в 1932 г. в Москве. Более сорока лет работал фотографом киностудии имени Горького. В настоящее время на пенсии. Живёт в Москве.

© 2000- NIV