Левин Владимир Абрамович (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 9.10.2015 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/vospominanija/Levin/text.html

О Владимире Высоцком вспоминает

Владимир Абрамович ЛЕВИН

М. Ц. – В начале нашей беседы мне хотелось бы уточнить один вопрос. В статье "Владимир Высоцкий. Неизвестная песня" (журнал "Вестник", Балтимор, 17.05.1994) Вы пишете, что у Высоцкого была довольно большая роль в фильме В. Турова "Война под крышами", которая потом была почти целиком "вырезана" по приказу "сверху". Между тем, сам В. Туров говорил, что у Высоцкого была роль полицая в массовке...

В. Л. – Дело тут вот в чём. Высоцкий всегда был, так сказать, "под колпаком". В тот момент, когда Туров давал это интервью, нельзя было предсказать изменение официального отношения к Высоцкому. Туров хотел, что называется, "отмазаться" от этого имени. Речь ведь шла о различных благах – звание народного артиста, ну и прочее. На самом деле, было не так, как говорил Туров. В этот фильм Высоцкого пригласил мой очень хороший товарищ, к сожалению, уже покойный Алесь Адамович. Это был его сценарий фильма. Я говорю Вам как очевидец: роль Высоцкого была значительной, но её "вырезали".*1

М. Ц. – А когда Вы познакомились с Высоцким?

В. Л. – Мы познакомились, я думаю, в 1966 году в компании "киношников".

Знаете, я хочу сразу сказать: я никогда не был его горячим поклонником. Он был обыкновенный, нормальный, хороший парень. Просто нормальный человек, которому не давали дышать. Сейчас стало слишком много высоцковедов, и все хотят сделать его таким хорошим, таким "конфетным". Он был очень хорошим, нашим, если хотите, – советским парнем, продуктом нашей эпохи. Из него сейчас хотят идола сделать именно по "совковой" своей ментальности. Раньше Ленин был, теперь – Высоцкий.

М. Ц. – Известно ли Вам, откуда пошли записи песен Высоцкого, сделанные в Белоруссии? Есть информация, что первые записи были сделаны на "Беларусьфильме".

В. Л. – Это было не так. Киностудия – это постольку поскольку. Эти ребята, звукотехники, просто делали бизнес. Всё это пошло не со студии, а с телевидения. Был такой прекрасный парень – Саша Чуланов.*2 Он собирал всех вместе – Высоцкого, Окуджаву, Городницкого, Визбора и других. Мы собирались у нашего друга Бори Заборова (он сейчас знаменитый художник, живёт в Париже).*3 А потом Чуланов решил записать их всех на телевидении. Это было, примерно, в 1965-1966 годах.

М. Ц. – Насколько я знаю, идея фестиваля туристской песни тоже принадлежала А. Чуланову?

В. Л. – Да, это правда. А история тут вот какая. В 1965 году проводился Первый всесоюзный слёт участников похода по местам революционной, боевой и трудовой славы. Проходил этот слёт в Бресте, а вне программы, так сказать, для развлечения участников, был большой концерт. В нём приняли участие все те, о ком я говорил, в том числе, Высоцкий.*4 Причём тогда в это дело ещё не успели добавить марксизма-ленинизма, это были просто песни у костра.

Там, кстати, едва не произошла трагедия. На том месте, где решили разводить костёр, сапёры, приглашённые в последний момент на всякий случай (Брестская крепость всё-таки), обнаружили склад снарядов.

А вскоре после слёта Саша Чуланов вызвал всех, кто там выступил, и они записались на радио и телевидении. Потом, по просьбе молодёжи, они дали два или три концерта в рабочих клубах, на самых окраинах. А потом эти фестивали стали традиционными. Были они в Москве, Ленинграде, Саратове – и пошло-поехало. Я, кстати, тоже в этих фестивалях-конкурсах участвовал. Правда, я не пел, а писал песни.

М. Ц. – Вам запомнились какие-нибудь случаи, связанные с Высоцким?

В. Л. – Я Вам могу рассказать, так сказать, о Высоцком без Высоцкого. Я много лет работал журналистом в центральных белорусских изданиях. По делам мне приходилось бывать на брестском и гродненском КПП. Вы же знаете, что Высоцкий во Франции записал несколько пластинок. В конце 1970-х годов эти пластинки стали поступать в Союз, а пограничники, значит, должны были их обнаруживать и уничтожать. И ведь действительно уничтожали! На это было страшно смотреть, они даже ничего не брали себе, всё ломали. Я хотел, конечно, чем-нибудь поживиться, но я честно скажу: страшно было даже заикнуться об этом.

М. Ц. – Вы много лет были связаны с белорусской киностудией. Были ли у Вас деловые контакты с Высоцким?

В. Л. – Нет, было только личное общение. Встречались, выпивали, подтрунивали друг над другом, эпиграммы какие-то писали. С ним интересно было. Он был, что называется, "запойный" человек: работать – так работать, а пить – так уж пить. Его перед началом съёмок иногда удерживать надо было – как бы работа не сорвалась. Но когда он уже втягивался – всё, только работа.

Но я же Вам говорю: он был обычный человек со своими слабостями. Вот, например, в последние годы жизни его приглашали на дачи крупных партийных чинов. Глубоко их ненавидя, он туда ездил и пел для Чурбанова, Галины Брежневой к других. Зачем он это делал? Думаю, что не из тщеславия, а чтобы как-то жизнь себе облегчить. Очень уж круто ему иногда приходилось.

19.09.1994 г.

Беседу вёл Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2015)

Примечания

1. Мнение В. Левина подтверждается словами А. Адамовича: "Помню, как года за два-три до новогрудских встреч приезжал Высоцкий в Минск, даже снимался в нашем первом фильме "Война под крышами", но потом его "вырезали" те, кто и всё кино "резали без ножа", ибо лучше, чем художники и чем сам народ, знали, "что нужно народу"". (Адамович А. "И живое стало историей" // ж. "Новое время", Москва. 1987 г. № 5.)

2. Чуланов Александр Иванович (1939-1994). Тележурналист, работавший на Белорусском ТВ, организатор слётов авторской песни, создатель фильмов по туристкой тематике.

3. Заборов Борис Абрамович (р. 1935 г.) – живописец, график, скульптор. Кавалер ордена "Искусство и литература" Французской республики, Почётный академик Российской академии художеств.

4. Другие источники информации не подтверждают факт участия Высоцкого в фестивале в Бресте.

ЛЕВИН, Владимир Абрамович. Журналист. Родился в Минске в 1936 г. Окончил факультет журналистики Белорусского государственного университета, работал журналистом в республиканских изданиях Белоруссии. С 1991 г. живёт в Нью-Йорке и публикуется в американских русскоязычных изданиях.

© 2000- NIV