Максакова Людмила Васильевна (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 12.06.2011 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http: //v-vysotsky.com/vospominanija/Maksakova/text.html

О Владимире Высоцком вспоминает

Людмила Васильевна МАКСАКОВА

Максакова Людмила Васильевна (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

М. Ц. – Вы были знакомы с Высоцким до того, как начали сниматься в "Плохом хорошем человеке"?

Л. М. – Да, конечно. Ведь Юрий Петрович Любимов работал в нашем театре, здесь в Щукинском училище он поставил "Доброго человека из Сезуана", потом образовался Театр на Таганке, а чуть позднее Володя пришёл туда работать. Вот тогда и познакомились.

Раньше всё было как-то иначе. Двери были открыты, было одно такое творческое пространство, которое включало всех людей, которые одинаково думали, мыслили. Не было различий, не было табели о рангах.

М. Ц. – Как Вам работалось с Высоцким в кино?

Л. М. – Ну понимаете, в чём дело... Кино – это же не театр. В кино снимаются отдельно кадры. Он отдельно снимался, я – отдельно. У нас даже сцен совместных не было.

Максакова Людмила Васильевна (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Людмила Максакова, Олег Даль и Владимир Высоцкий в фильме ''Плохой хороший человек''(сверху - кадр из фильма, снизу - фото из коллекции М. Цыбульского)

М. Ц. – Одна общая сцена была...

Л. М. – Ну да... Но Вы же учтите – природа кино совсем другая, чем природа театра. В театре люди все вместе проходят какой-то этап определённый, а в кино это всё по-другому – каждый, в общем-то, предоставлен сам себе, это же не ансамблевое искусство, там совсем другие взаимоотношения. Каждый приезжает, снимает свою сцену...

М. Ц. – Но есть же киноэкспедиции, да? Вот на "Плохом хорошем человеке" вся группа месяц жила вместе. Второй режиссёр картины Е. Татарский писал, что местные рыбаки подарили Высоцкому какое-то невероятное количество копчёной рыбы, которую он отдал в общее пользование. Помните такое?

Л. М. – Вот этого я не помню. Я только знаю, что когда мы все жили в Пицунде в одном доме, то мы все жили внизу, а Володьке хозяин отдал свои апартаменты, которые были увешаны коврами, саблями и пистолетами. Так что он один жил наверху, как некий хан или что-то в этом роде.

М. Ц. – Вечерами после съёмок актёры общались все вместе?

Л. М. – Да, когда было свободное время. Мы его просили спеть, он никогда не отказывался, всегда охотно брал гитару и пел. Это же летом снимали, а лето и отдалённость от Москвы располагали к некоторой беспечности. И у Володи это был период, когда он был в очень хорошем, открытом настроении.

М. Ц. – Какие у Высоцкого были отношения с Папановым?

Л. М. – Ну как Вам сказать... Я же говорю, что кино – это совершенно другая область. В театре – это одно, а в кино нет такого ощущения команды. Потому что последний съёмочный день – и все разлетаются. В последний день всегда грустное настроение, потому что фильм закончился – и всё.

М. Ц. – А как Высоцкий попал в картину, не знаете? Я читал, что были трудности с его утверждением на роль фон Корена.

Л. М. – Володю тогда мало снимали, было какое-то негласное распоряжение. А Хейфиц был режиссёр маститый, Герой Соцтруда (звание Героя Социалистического труда И. Хейфиц получил позднее, в 1975 г., – М. Ц.), да к тому же это был Ленинград, а не Москва. Раньше ведь надо было показывать кинопробы, и Хейфиц придумал ход, чтобы этого не делать и не обсуждать отдельные кандидатуры. Он прибег к хитрости и просто снял маленький фильм, снял ролик, где всех нас вместе задействовал. Это не были кинопробы Высоцкого на роль фон Корена или Даля на роль Лаевского. Это был ролик со сценами, где все были задействованы – Папанов, Высоцкий, Даль, я – и так далее. Поэтому каждая кандидатура отдельно не обсуждалась, а обсуждался весь ансамбль. Поэтому о Высоцком отдельно разговора не было – и так это дело и проехало.

Потом Володя даже говорил, что он получил премию за эту роль в Италии. Этого я не знаю, это надо проверить.

М. Ц. – Это абсолютно точно! На фестивале в Таормине в 1974 году он получил премию за лучшую мужскую роль. Хейфиц, кстати, потом писал, что он не был уверен, что Высоцкий знал об этом.

Л. М. – Да Володя сам мне об этом говорил, но как-то вскользь, он не особенно этим кичился, хотя, наверное, это была его единственная кинонаграда.

М. Ц. – Вам нравится то, что Высоцкий сделал в роли фон Корена?

– Ну если он премию в Италии получил! В то время премии не покупались и не продавались.

М. Ц. – Вы считаете, что это его лучшая роль в кино?

Л. М. – Если брать по глубине материала, то бесспорно. Это же Чехов, и это не просто роль – это тип. Гений Чехова создавал не просто проходные истории, не просто персонажей, а типажи. Здесь есть над чем подумать и над чем работать. Это целое направление, целая философия.

М. Ц. – Если говорить о классиках русской литературы, то ведь у Высоцкого есть роль и в пушкинских "Маленьких трагедиях"...

Л. М. – Дон Гуан... Пушкин предполагает миллион трактовок. Мне кажется, что Швейцеру, как режиссёру, ближе Толстой. Он поставил гениальный фильм "Крейцерова соната", совершенно гениальный. А с Пушкиным... Ну, я не знаю. Можно так, а можно и иначе. Я не думаю, что решение Швейцера в "Маленьких трагедиях" было единственно верным.

М. Ц. – Что Вам нравилось из театральных работ Высоцкого?

Л. М. – Ну "Гамлет", конечно. Его же и похоронили в костюме Гамлета.

М. Ц. – На самом деле это не так...

– Ну в чёрном его похоронили. Высоцкий играл Гамлета, как поэт. Не зря же он там читал стихи Пастернака. Юрий Петрович ведь прекрасно понимал, кто такой Высоцкий, понимал, что это русский Гамлет.

М. Ц. – В роли Галилея Вы видели Высоцкого?

Л. М. – Видела. Юрий Петрович хорошо понимал его бунтующую натуру, поэтому и роли он ему давал соответствующие. Он и Свидригайлова замечательно играл. Любимов прекрасно понимал, с кем он имеет дело.

М. Ц. – Понимал, конечно. Хотя отношения у них были очень непростые.

Л. М. – А где Вы видели простые отношения в искусстве? Это же не общество взаимного восхищения. Это подразумевается. Театр всегда содержит в себе конфликт. Природа конфликта может быть разная, но она существует всегда.

– Расскажите, пожалуйста, о видео, сделанном у Вас дома в 1975 году.

Л. М. – В той записи выпала почему-то одна фраза, которую я сказала в самом начале. Во время той записи присутствовали Алик Шейн (Александр Шейн – кинорежиссёр-документалист, – М. Ц.) с женой. Он мне говорит: "Люда, скажи что-нибудь. Это же всё останется". Я говорю: "А что останется? От нашего времени останутся только Сахаров, Солженицын и Высоцкий". Володя на меня так посмотрел: "Ну ты уже рванула!" И после этой фразы он стал относиться ко мне как-то по-особому.

М. Ц. – На какой аппаратуре делалась видеозапись?

Л. М. – Это мой муж принёс камеру. Тогда же ещё видео не было. Это была нормальная камера с плёнкой.

М. Ц. – М. Ц. После этого не пробовали делать ещё такие записи?

– Что-то такое снимали, кажется. Я не помню уже, меня это никогда не занимало.

М. Ц. – Высоцкий часто бывал у Вас дома?

Л. М. – Часто. Этому не придавалось тогда большого значения. Это уже потом, когда люди превращаются в памятники и монументы, это становится событиями. А тогда об этом никто не думал. Просто приходили люди – Тарковский, Кончаловский, Высоцкий. Всё, что было в Москве более-менее интересное, друг друга как-то находило. И все были равны.

7.06.2011 г.

Беседу вёл Марк Цыбульский (США)

© 2011)

Примечания

МАКСАКОВА, Людмила Васильевна. Актриса театра и кино. Родилась 26 сентября 1940 г. в Москве. В 1961 г. окончила Театральное училище им. Б. В. Щукина. По окончании училища была принята в труппу Театра им. Евг. Вахтангова. Играла в спектаклях Р. Симонова, Л. Варпаховского, А. Ремезовой, Е. Симонова, А. Белинского, М. Беловича, Р. Виктюка, Р. Туминаса, П. Фоменко и др.

"Жили-были старик со старухой", "Конец "Сатурна"", "Твой современник", "Неподсуден", "Плохой хороший человек", "Поездки на старом автомобиле", "Летучая мышь", "По главной улице с оркестром", "Осень", "Десять негритят" и др.

Лауреат театральной премии "Хрустальная Турандот". Живёт и работает в Москве.

Раздел сайта: