Маринина Ксения Борисовна (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 29.12.2008 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/vospominanija/Marinina/text.html

О Владимире Высоцком вспоминает

Ксения Борисовна МАРИНИНА

К. М. – Это была довольно сложная история. Уговорить наше руководство пригласить Высоцкого на "Кинопанораму" было почти невозможно. Долгое время мне в этом отказывали. Но я человек упрямый, и во что бы то ни стало хотела позвать Высоцкого, поэтому я принималась за это несколько раз. В конце концов, мне разрешили, но при условии, что это не будет творческий вечер Высоцкого. Но вылилось это, в конце концов, в целое отделение.

Высоцкий пел и пел, а я его не выключала, не заканчивала передачу. Поэтому получилось, что он спел много. Вызвать меня к начальству, конечно, вызвали, но как-то мне за это не попало, не наказали.

М. Ц. – Творческий вечер не разрешали, это я понимаю. А на сколько песен руководство телевидения было согласно?

К. М. – На одну песню. Ну как было сказать Высоцкому, что он приехал записать одну песню? Поэтому я ему сказала: "Володя, это не творческий вечер, просто твоё выступление". Он говорит: "Да, хорошо, я понял".

Он заканчивал одну песню, я не выключала – он сразу начинал петь вторую. Я опять не выключала – он поёт третью... Потом я говорю: "Передайте Володе, чтоб он уже утихомирился". Я не хотела, чтобы это выглядело так, что мы его оборвали. А он никак не закруглялся. Как можно было выключить? Невежливо это.

Помню, он сел на подъёмный кран, на который ставились камеры. Он там сидит вместо камеры, поднимается наверх – студия сама ниже была, а мы на втором этаже сидели, – и что-то мне объясняет. Я говорю: "Ты сюда иди, я не слышу, что ты мне говоришь". А он вместо этого спустился и стал снова петь.

М. Ц. – Кто конкретно дал разрешение на приглашение Высоцкого?

К. М. – Это было коллегиальное решение. Я не знаю, кто конкретно дал "добро", – Лапин*1 или Мамедов.*2 Но, в конце концов, было принято решение, и секретарь передала решение – "Можно". Специально меня по этому поводу к начальству не вызывали.

Тогда было же так – наши программы заранее утверждались. Мы подавали список того, что мы хотим снять, нам что-то вычёркивали, а что-то разрешали. А иногда и всё разрешали – по всякому бывало.

Я вписала Высоцкого с указанием, что он там будет, но будут и многие другие выступления. Но этих "многих других", в конце концов, вообще не оказалось, а был один Володя.

Авторитет у "Кинопанорамы" был большой, кто ко мне приходит на запись, никто не проверял. Пришёл Володя – я его и записала.

При этом начальство не хотело себя выставлять в роли запрещающих. По этому поводу меня вызывал то ли Лапин, то ли Мамедов. Мои аргументы были такие: "Что – Высоцкий, поёт плохо? А разве хорошо, что Высоцкий – популярный артист, а его никогда на телевидение не приглашают?"

М. Ц. – А как было потом? Передача была записана, но кто-то запретил пускать её в эфир?

К. М. – Да нет, её не запрещали. Её просто не ставили в эфир долгое время. Но я всё равно была довольна, что на плёнке Володя есть, что это записано, так что это останется. Меня в те годы часто спрашивали: "Ну и чего ты добилась? Ведь всё равно в эфир не ставят". А я говорила: "Ну записала – и записала, когда-нибудь, да дадут эфир". Уже создавался прецедент. Когда оно не записано – ну так и не записано. А когда запись есть, а эфир не дают – это уже прецедент.

Я канючила-канючила – и, в конце концов, уже через много лет всё-таки поставили.

М. Ц. – Помимо этой "Кинопанорамы" у Вас были контакты с Высоцким?

К. М. – Конечно, были! Мы были в очень хороших отношениях. Мы познакомились через театр. Я была дружна с Юрой Любимовым. Юра приглашал меня на премьеры – и вот так я попала на премьеру "Гамлета" с Володей в главной роли.

Потом я пришла его поздравить, а он мне говорит: "За поздравления спасибо, конечно, а записать меня можете?" Я говорю: "Ну а в чём проблема? Приходите – и запишем". Решительно так сказала, не согласовывая ни с кем. Но всё это оказалось легче сказать, чем сделать.

А отношения у нас продолжали оставаться хорошими, встречались и в театре, и в компаниях всяких. Деталей не помню уже, много лет прошло.

Однажды мы прогуливались с Высоцким недалеко от театра, и он меня спросил опять: "Ну почему ты меня не запишешь?" Не в моей манере было говорить, что, дескать, начальство не разрешает. "Обязательно запишем", – говорю. Ну вот, раз сказала – надо было выполнять.

27.12.2008 г.

Беседу вёл Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2008)

Примечания

1. Лапин Сергей Георгиевич – председатель Государственного комитета при Совете министров СССР по телевидению и радиовещанию.

2. Мамедов Энвер Назимович – в описываемые времена был первым заместителем С. Лапина.

МАРИНИНА, Ксения Борисовна (1922-2014). Народная артистка России, телережиссёр. Родилась 5 февраля 1922 г. в Москве. После окончания в 1944 г. актёрского отделения Театрального училища им. Щепкина – актриса Московского театра им. Ленинского комсомола, с 1951 г. – актриса и режиссёр Московского государственного театра им. Пушкина. С 1957 г. – режиссёр на Центральном телевидении. Была главным режиссёром Главной редакции кинопрограмм Центрального телевидения, постоянным режиссёром "Кинопанорамы" и многих других передач. Заслуженный деятель искусств России. Лауреат премии ТЭФИ (1998) за развитие российского телевидения. Член Союза кинематографистов и Союза театральных деятелей. Умерла 23 июля 2014 г., похоронена на Введенском кладбище в Москве.

© 2000- NIV