Облеухова Елена Николаевна (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 25.11.2011 г.

Оригинал статьи расположен по адресу:

Елена Николаевна ОБЛЕУХОВА

Облеухова Елена Николаевна (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

М. Ц. – В июле 1979 года Вы были с Высоцким на гастролях в Узбекистане. Как Вы оказались в этой команде?

– Случайно. Мне позвонил Тамразов и сказал, что есть возможность съездить и заработать хорошие деньги. Я была девушка небогатая и для меня озвученная сумма действительно была огромной. Пять концертов в день. Помимо того, что я выступала со своим концертным номером, я ещё и вела эти концерты. Поэтому платили за каждый концерт уже не одну ставку, а две. А всего должно было состояться не то двадцать, не то даже тридцать концертов, так что, по тем временам, сумма была просто астрономической.

Я освободилась от всех других дел. Трепета от того, что ехать надо было именно с Высоцким, у меня никакого не было. Он, конечно, человек талантливый и любим народом, но решение ехать или не ехать зависело не от того, с кем надо было выступать. Нужны были деньги, появилась возможность заработать – вот и поехала.

Облеухова Елена Николаевна (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Узбекистан, июль 1979 г. На фото слева - Елена Облеухова

– В каких городах вы с Высоцким выступали?

Е. О. – Зарафшан, Учкудук, Навои и Бухара. Уехали мы то ли из Бухары, то ли из Самарканда. Точно не помню, это уже так давно было всё... Мы же уехали в срочном порядке.

М. Ц. – Во всех этих городах вы выступали по одному дню или больше?

– Только по одному дню. Пять концертов в каждом городе, все за один день.

– Все выступления были в закрытых помещениях?

Е. О. – Нет, мне кажется, где-то была открытая сцена. Кажется, это был стадион, но я могу ошибаться.

М. Ц. – Как вы передвигались между городами?

Е. О. – На машинах. Были какие-то чёрные "Волги", вот на них и ездили. А где-то и на самолёте летели.

– Как была построена программа выступлений?

Е. О. – Я сначала представляла Владимира Семёновича, он пел. В каждом концерте было две паузы. Одну паузу заполнял Сева Абдулов, а другую – я, а потом снова выходил Высоцкий. Наши с Абдуловым выступления продолжались минут по пятнадцать. Антрактов как таковых не было, просто Высоцкий отдыхал, пока мы работали.

М. Ц. – В Зарафшане Высоцкий, Гольдман и Янклович были в гостях у Василия Повереннова. Вы тоже там были?

Е. О. – Да, я помню его. Мы там все общались, катались на какой-то яхте по озеру в пустыне. Очень приятный молодой человек.

– Однажды В. Повереннов рассказал, что у Высоцкого во время того турне болело горло, и ему прямо в горло делали какие-то уколы. Вы что-то об этом знаете?

– Я Вам честно скажу – я совершенно этого не помню. По-моему, что-то такое делали.

Владимир Семёнович вообще в тот момент был далеко не в прекрасной форме... Когда мы должны были улетать из Москвы, за мной прислали машину, мы приехали к дому Высоцкого и прождали там несколько часов. Пропустили один рейс, потом другой. Улетали уже почти ночью, около десяти часов. Высоцкий ходил по самолёту и показывал пластинку, которая у него тогда вышла во Франции.

Во время гастролей никаких признаков плохой формы Высоцкого я не замечала, он был очень собранный, подтянутый. Единственно – дурной характер, а так всё хорошо. – Дурной характер?

Е. О. – Ну, какой-то подозрительный, недоброжелательный...

– В общем, отношения не сложились?

Е. О. – Да у нас и не было никаких отношений. Ну, естественно, вечерами, когда они ужинали, то меня приглашали, но тесных контактов у нас не было. Мы просто были в одной компании, обычные служебные отношения. Нас же каждый вечер куда-то приглашали. Это были огромные застолья – стояли фрукты, вина, было много вкусной еды, все чего-то говорили...

– вот это был совсем другой человек, очень доброжелательный. Он видел меня в спектаклях Виктюка, которые тогда были очень популярны, так что нам было с ним о чём поговорить. Мне запомнилась одна фраза, которую он мне сказал ещё когда мы летели в самолёте: "Жаль, что ты с Володей познакомилась сейчас, а не много лет назад. Это был совсем другой человек".

М. Ц. – Было ли как-то объяснено присутствие на гастролях Анатолия Федотова?

Е. О. – Это врач? Очень неприятный тип. Говорили, что Владимиру Семёновичу нужен уход. Какие-то уколы Федотов ему делал, это не скрывалось.

– А потом ведь и Оксана с коробкой прилетела...

– Да, прилетела Оксана. Я уж не знаю, что она там привезла. Она на меня произвела приятное впечатление – милая, симпатичная девушка.

М. Ц. – Гастроли закончились после того, как Высоцкий у себя в номере потерял сознание. Не осталось у Вас в памяти – какого числа это было?

Е. О. – Нет, числа я не помню. В тот день нас собрали срочно. Помню, меня попросили заполнить какие-то бумаги, и мы уехали в аэропорт.

Что именно произошло с Высоцким, я не знаю. Мне сказали, что он с утра пошёл на рынок. Якобы, он там чего-то накурился, а потом ещё что-то себе ввёл. Вы знаете, я как-то была не готова ко всему этому.

– Как принимали Высоцкого в Узбекистане?

Е. О. – Очень хорошо принимали. Было море поклонников, были люди, которые ходили и всё записывали. Потом показывали ему записи, о которых он сам не знал, что они существуют.

Я была поражена тем, как он держался на концертах. Откуда только силы у него появлялись, когда он работал! В таком состоянии он ещё делал "крокодильчика" на одной руке. Отрабатывал по пять концертов в день при такой жаре и таком плохом самочувствии. В этом была, безусловно, некая эксплуатация. Владимир Семёнович не упускал момента, чтобы сказать: "Они все на мне свои дачи построили".

У меня были со всеми в этой группе нормальные отношения. Шутили, разговаривали ни о чём. Я ни во что не вникала, всё, что там происходило, меня не интересовало. Для меня всё это было, как картинка за стеклом. Все их приключения меня не интересовали. Я никогда этого не видела и не хотела видеть. Мне интересно было только стоять за кулисами и смотреть, как работает Высоцкий.

(Copyright © 2011)

Примечания

. Актриса разговорного жанра. Родилась 8 апреля 1956 г. В 1978 г. окончила Государственное училище циркового и эстрадного искусства (ГУЦЭИ, курс Романа Виктюка), в 1987 г. – режиссёрский факультет Государственного института театрального искусства (ГИТИС). В 1970-1980-е гг. работала в Москонцерте в жанре сатиры и юмора. В эти годы активно сотрудничала с авторами М. Жванецким, М. Задорновым, А. Трушкиным, А. Ининым, одновременно являясь актрисой театральной студии Р. Виктюка, у которго сыграла главные роли в спектаклях "До свидания, мальчики", "Ночь после выпуска", "Уроки музыки", "Утиная охота", "Чинзано", "Муж и жена". В 1981 г. один сезон работала в московском театре "Современник". Принимала участие в телевизионном "Кабачке 13 стульев" (пани Ева, племянница пани Моники). Снялась в кинофильмах "Одни сутки из тысячи ста", "Трижды о любви", "Этот негодяй Сидоров", "Попутчик". В настоящее время живёт во Франции.