Поливанова Нина Яковлевна (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 13.11.2012 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/vospominanija/Polivanova/text.html

О Владимире Высоцком вспоминает

Нина Яковлевна ПОЛИВАНОВА

Поливанова Нина Яковлевна (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

М. Ц. – Когда Владимир Высоцкий в 1962 году пришёл в Московский театр миниатюр, Вы уже там работали?

Н. П. – Да, я там работала со дня основания. Вы, возможно, знаете, что Владимир Соломонович Поляков, который раньше работал у Райкина, решил создать московский Театр миниатюр. Весной 1959 года он ходил по Москве и набирал актёров. И мы сначала даже не знали, куда же мы, собственно, поступили.

М. Ц. – Кто ещё из актёров работал со дня основания театра?

Н. П. – Лапшинова Нина Тихоновна, жена Марка Анатольевича Захарова (сам Захаров пришёл в труппу позднее), Володя Ширяев. Вы, вероятно, помните его роль Винсенто в "Гусарской балладе". Лидия Егорова-Тарханова, она буквально на днях ушла из жизни. Володя Корецкий – замечательный, изумительный актёр. Лариса Жуковская тоже с нами начинала, потом ушла во МХАТ. Потом была у нас танцовщица Иванова, первая в Союзе исполнительница индийских танцев, а ко всему прочему, она была великолепной актрисой. Ещё у нас работала уникальная изумительная актриса Ольга Александровна Вахмистрова, она была старше нас. Ещё был Саша Кузнецов,*1 который дебютировал в том же 1959 году у Чухрая в "Балладе о солдате" и создал чудесный образ эдакой низкой душонки. Это именно те актёры, которые работали с основания театра, и которых встретил Володя, когда пришёл.

М. Ц. – А Тамара Витченко?*2

Н. П. – Тамара пришла немножко позднее. Очаровательная, красивая. Она окончила ГИТИС на два года позже меня. Я помню, какими обожающими глазами смотрел на неё Володя Высоцкий, а она пела и на гитаре играла.

Володя работал у нас небольшой период. Мы как раз поехали на гастроли в Свердловск. Володя не расставался с гитарой. Ощущение от него всегда было, как от человека творческого, всегда заполненного своей внутренней жизнью. Он был поэтической натуры человек.

Ему предлагали что-то играть – ну он играл это... Мы все в театре подчинённые, все рабы. Но внутри у него было другое. А роли его были небольшие, и другими быть не могли – всё же это Театр миниатюр. Он вводился в какие-то вещи, они не специально для него были написаны. Конечно, это не были те роли, которые он потом играл у Любимова, где он открылся.

В те времена наш театр был безумно популярен, все представления шли с аншлагами. Мы приходили после спектакля... Ну что такое молодёжь? Нам бы не один спектакль вечером сыграть, а три! С нашим-то темпераментом нам было одного спектакля мало. И вот когда мы приходили в гостиницу, начиналась наша "ночная жизнь".

Володя брал гитару, Тамара Витченко начинала петь. Она же училась вокалу, могла петь прекрасно. Я сама на гитаре не играла, так что наблюдала это со стороны. Тамара была такой красавицей, что в неё влюбился мой шестилетний сын, а для Володи Высоцкого она была некоей музой...

М. Ц. – В Театре миниатюр Высоцкий не доработал даже до конца гастролей в Свердловске...

Н. П. – Я Вам расскажу этот случай... Мы приходили в гостиницу поздно – в двенадцать, в половине первого. Гостиница в Свердловске – это примитивный дом того времени, с грязными панелями, с невероятной слышимостью. И вот кто-то из постояльцев, которому надо было вставать рано утром – и он тоже, наверное, был по-своему прав, – он приехал в Свердловск работать и ему надо было выспаться, – накатал кляузу.

Он сначала приходил и просил: "Ребята, потише". Они стали потише, но всё равно заснуть он не мог. С утра он взял и написал нашему руководству. А написал он, надо сказать, грубо. Он увидел, что стоит бутылка на столе – значит, все пьяные. Володя не был пьяным, а Тамара Витченко просто не могла быть пьяной. Причём, ну понятно же, что если бы они просто пили, то было всё гораздо тише, а когда люди поют под гитару, то получается концерт.

Через день или два созвали собрание, стали Володю разбирать. Он вспылил на собрании – и уехал.*3 И, может быть, правильно сделал, что уехал, так Господь распорядился. Он попал в театр к Любимову – и совсем другой поворот в жизни пошёл, и совсем другое творчество.

М. Ц. – Как я понимаю, как актёр Высоцкий Вам не запомнился?

Н. П. – Это потому, что он, прежде всего, – поэт. Его стихи – это отражение той эпохи, в которой он жил. Он что видел, о том и пел. Его Господь вёл.

4.11.2012 г.

Беседу вёл Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2012)

Примечания

1. Беседа Л. Черняка с А. Кузнецовым о работе Высоцкого в Театре миниатюр опубликована в ж. "Вагант-Москва" 2003 г. №№ 4-6 стр. 13-33.

2. Воспоминания Т. Витченко о работе Высоцкого в Театре миниатюр включены в повесть Б. Акимова и О. Терентьева "Владимир Высоцкий: эпизоды творческой судьбы" и опубл. в ж. "Студенческий меридиан", Москва. 1988 г. № 6 стр. 57-58.

3. По воспоминаниям З. Высоковского (ж. "Студенческий меридиан" 1988 г. № 6 стр. 58, и фонограмма беседы от 18.11.2007 г.), Высоцкий ушёл не сам, а был уволен. Это же подтверждает и А. Кузнецов.

ПОЛИВАНОВА, Нина Яковлевна. Театральная актриса. Родилась в 1933 г. В 1959 г. окончила вокальное отделение Государственного института театрального искусства (ГИТИС), курс И. Масленниковой. Со дня основания работала в Московском театре миниатюр (с 1987 г. – театр "Эрмитаж"). В настоящее время выступает с сольными программами чтения русской поэзии. Заслуженная артистка России (1993). Живёт и работает в Москве.

© 2000- NIV