Пучинян Степан Филиппович (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 23.01.2009 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/vospominanija/Puchinian/text.html

О Владимире Высоцком вспоминает

Степан Филиппович ПУЧИНЯН

М. Ц. – Вы работали вторым режиссёром на картине "Вертикаль". С Высоцким Вы к тому времени уже были знакомы?

С. П. – Нет, познакомились мы, когда его в картину пригласили. Познакомились мы в Москве, а потом встретились на пробах в Одессе. На эту роль ещё Юрий Визбор пробовался и ещё кто-то. Несколько кандидатур было, но остановились на Высоцком.

М. Ц. – А что Высоцкий показывал на пробах?

С. П. – Я уже не помню... Какой-то эпизод снимали.

М. Ц. – Что Вам запомнилось из времён съёмок "Вертикали"?

С. П. – Я помню такой случай... Мы сидели в палатке у оператора, выпивали, Володя пел. И вдруг над нашими головами пролетел большой камень. Как пуля пролетел – пробил палатку с двух сторон. В горах бывает такое. Камень летит, и набирает бешеную скорость. Все пригнулись на секунду, а потом застолье продолжалось как ни в чём ни бывало.

А был ещё такой эпизод. Мы жили в гостинице "Иткол", и всё время как-то разыгрывали друг друга. Прихожу я как-то в ресторан ужинать. Смотрю – за стойкой бара сидит Володя. Я ему до этого говорил: "Нам рано утром на вертолёте лететь на Шхельду. Давай мы с тобой воздержимся от всего спиртного". Он согласился: "Да, конечно".

А тут я иду и вижу, как бармен наливает ему больше половины чайного стакана водки. Володя выпивает, бармен подаёт ему маленький солёный огурчик. Я расстроился жутко, подхожу и говорю: "Володя, ну что же ты не сдержал слова?" Он говорит: "Да это нестрашно, на мне это не отразится". И к бармену: "Дайте и режиссёру, пусть выпьет с горя".

Тот наливает мне в такой же стакан из той же бутылки – как сейчас помню, на этикетке было: "Московская особая". Я взял – и залпом. И что-то не пойму... Вроде, не водка... Тут Володя начал громко смеяться. Я говорю: "Ну молодец, хорошо разыграл". А они с барменом заранее договорились и налили в водочную бутылку обычной воды.

М. Ц. – Но там не всегда так смешно было, насколько я знаю. Станислав Говорухин писал, как они однажды подрались с местными парнями...

С. П. – Да, было, было. Но об этом я не хочу говорить, не нужно этого.*1

М. Ц. – Ваше общение с Высоцким ограничивалось работой?

С. П. – Нет, мы с ним подружились, и дружба продолжалась и после "Вертикали". Бывали друг у друга в гостях. Он у меня бывал частенько. Я жил тогда в доме на улице Удальцова. Жил один в двухкомнатной квартире, так что места хватало, Высоцкий часто приезжал в гости. Да и в компаниях мы вместе бывали. Сначала часто встречались, потом реже, но общались долго.

Песню "Гололёд на земле, гололёд" он написал на моих глазах у меня дома. Получилось так, что не было вылета в Кабардино-Балкарию, мы тогда через Минеральные Воды летали. А аэропорт не принимал. Мы сидели у меня. Я достал ему гитару, и он у меня в квартире написал эту песню. Я думаю, что она была навеяна конкретными обстоятельствами – тем, что не принимал аэропорт.

М. Ц. – А к песне "Опасаясь контрразведки..." Вы какое-то отношение имели? В первоначальном варианте Высоцкий пел: "И где-то в дебрях ресторана господина Пучиняна сбил с пути и с панталыку несоветский человек". Потом вместо "Пучиняна" появился "Епифан". Почему?

С. П. – Да, первый вариант был с моей фамилией, а потом я попросил его заменить мою фамилию. Тогда, в общем-то, были у меня причины... А сперва он спел с моей фамилией, и как бы посвятил мне эту песню.

М. Ц. – Вы продолжали общаться и после "Вертикали"...

С. П. – Однажды я снимал в Одессе свою картину, а Высоцкий снимался в другой картине. Туда в Одессу приехала Марина Влади, и мы с Говорухиным их принимали в гостинице Одесской студии, в "Куряже". Накупили там всякой всячины, устроили стол в комнате Говорухина.

Вообще, надо сказать, что мы с Говорухиным часто разыгрывали друг друга. Когда Говорухин мне сказал, что к Володе приедет Марина Влади, я ничего не знал об их отношениях, и подумал, что это очередной розыгрыш. Для себя я решил, что когда она мне представится Мариной Влади, я скажу: "А я Марчелло Мастроянни". Но когда познакомились, что-то меня сдержало... Хоть она в жизни не так похожа на саму себя на экране, но всё-таки сходство было, и я понял, что это не розыгрыш.

М. Ц. – Вы в свои фильмы Высоцкого не приглашали?

С. П. – Нет, у меня просто не было подходящей роли для него.

М. Ц. – Какое впечатление Высоцкий производил лично на Вас?

С. П. – Очень хорошее впечатление. Он всегда отдавал себя для блага других. За всех хлопотал, всем помогал, суетился. А себя не жалел – ни в работе, ни в жизни.

15.12.2008 г.

Беседу вёл Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2009)

Примечания

1. Эту историю со ссылкой на неопубликованную беседу С. Пучиняна с московским высоцковедом Л. Черняком рассказал публикатор А. Линкевич:

"Высоцкий где-то в ресторане при гостинице отругал балкарца. Там какая-то сложная бытовая ситуация была, но свидетелем в тот момент я не был. И вот Володя у меня в номере, и кто-то ещё. И вдруг заходят без стука шесть головорезов. "Кто Высоцкий?" Володя ответил. – "Я брат Аслама. Ты его выругал "Твою маму". За это у нас месть – мы убиваем". У всех зверские лица. А мы сидим за столом, по-моему, выпивали. Я встал, поинтересовался, как зовут нашего "гостя". Говорю ему: "Магомет, я тоже кавказец. Я родом из Грузии, из города Батуми. Я знаю, что у вас, также как и у нас, материться нельзя. Но Вы поймите: в России, где я живу в Москве, – это в быту так принимается, оно словно сказать: "Будьте здоровы". Неужели, если бы он знал наши обычаи, никогда бы в жизни так не сказал! Я уверен, что такое никогда не повторится". Он так посмотрел на Высоцкого: "Благодари его, что ты жив остался". И они ушли. Хорошо, что всё это произошло в моём номере. Горы. Какой суд?! Прокуратура?!" \\ в кн. Линкевич А. ""Вертикаль", или Что не расскажет киноплёнка". Минск 2008 г. стр. 33.

ПУЧИНЯН, Степан Филиппович. Режиссёр, сценарист, актёр, звукорежиссёр. Родился 28 ноября 1927 г. в Батуми. Окончил экономический (1950) и режиссёрский (1966, мастерская Я. Сегеля) факультеты ВГИКа. В 1950-1964 гг. – директор киностудии им. М. Горького. В качестве второго режиссёра принимал участие в съёмке картины "Вертикаль". Постановщик фильмов "Повесть о чекисте", "Схватка", "Из жизни начальника уголовного розыска" и др. Народный артист России (1997). Живёт в Москве.

© 2000- NIV