Вспоминая Владимира Высоцкого
"Накал страстей" (В. Подарцев)

"Накал страстей" (В. Подарцев)

Летом 1978 года, находясь в Пятигорске, Владимир Высоцкий дал интервью для местного телевидения. Среди многочисленных и самых неожиданных вопросов был и такой: "Какие недостатки в человеке вы не прощаете?" - "Отсутствие твердой позиции, когда он не имеет своего мнения, что ведет к многим другим порокам", - ответил Высоцкий.

Об этом же он сказал в песнях "Чужая колея", "Бег иноходца", "Прыгун в высоту"... Последняя относится к числу спортивных песен поэта. Высоцким написано множество стихов и песен на самые разные темы. Среди них есть и песни о спорте. Их не так много. Но эти произведения можно смело отнести к вершинам творчества Высоцкого. И если в "Чужой колее" все ясно, там герой находит свой непроторенный путь, то в песне "Прыгун в высоту" главный ее смысл открывается не сразу. Вначале мы с интересом следим за борьбой спортсмена с соперником, затем за его спором с тренером, потом триумф и неожиданная концовка. Перед нами маленький поэтический рассказ о спорте, мы и воспринимаем его как рассказ, историю одного состязания. И лишь позднее вдруг обнаруживаем, что главное-то - не перипетия борьбы, а позиция героя, его убежденность в своей правоте. И тогда спорт, само соревнование прыгунов словно бы затушевывается, отступает на задний план, зато четче звучат строки:

Я снова планку сбил на два двенадцать,
И тренер мне сказал напрямоту,
Что меня он утопит в пруду,
Чтобы впредь неповадно другим,
Если враз сей же час не сойду
Я с неправильной правой ноги.
Но я лучше выпью зелья с отравою,
Я над собой что-нибудь сделаю,
Но свою неправую правую
Я не сменю на правую левую.

Сам Высоцкий, записывая в Болгарии свой диск "Автопортрет", говорил так: "Все мои спортивные песни имеют отношение и к спорту, и не к спорту, потому что в каждой спортивной песне есть своя драматургия".

Прекрасно иллюстрирует эти слова песня "Марафон". Мы слушаем ее с неослабным, нарастающим вниманием. Здесь тот же накал страстей, дух соперничества и непримиримость с поражением.

Он, друг гвинеец, так и прет,
Все больше отставание,
Но я надеюсь, что придет
Второе мне дыхание...

"друг", снова и снова обращая к нему наше внимание. И мы понимаем, что песня "Марафон" не только и не столько о забеге на длинную дистанцию, сколько о нашем бездумном и небрежном отношении к таким словам, как "товарищ" и "друг", когда мы употребляем их к месту и не к месту, забывая высокий изначальный смысл этих слов.

Высоцкий знал и любил футбол. Не зря из шестнадцати его спортивных песен три на футбольную тему. И лучшая среди них, на мой взгляд, песня "Вратарь", посвященная Льву Яшину. Это настоящий мини-спектакль, где два действующие лица - вратарь и репортер. Однако есть и еще один, незримый персонаж, так называемый "Компромисс Компромиссович". Он-то и решает в конце концов судьбу матча, хотя вначале многое зависело от вратаря, который "вытаскивал" даже "мертвые мячи". Но вот ради эффектного снимка фоторепортер уговаривает вратаря пропустить один мяч; тут-то все и начинается...

Вот летит девятый номер с пушечным ударом,
Репортер бормочет:
"Слушай, дай ему забить.
Я бы всю семью твою
всю жизнь снимал задаром..."
Чуть не плачет парень.
Как мне быть? 

А как мы поступаем в подобных ситуациях? Всегда ли остаемся верными себе, своим принципам или под чьим-то давлением уступаем в том, в чем нельзя уступать; ведь компромисс безобиден только до той неуловимой грани, когда он превращается в сделку или предательство. И надо стоять твердо, потому что малейшие колебания подталкивают нас к той невидимой грани.

"Это все-таки футбол, - говорю, -
Нож по сердцу - каждый гол вратарю". -
"Да я ж тебе, как вратарю,
Лучший снимок подарю,
Пропусти, а я отблагодарю".

И вот компромисс и оправдание.

В этом тайме мы играли против ветра.
Так что я не мог поделать ничего.
Снимок дома у меня два на три метра,
Как свидетельство позора моего.

юмора. Поэтому их можно слушать, не уставая, одну за другой, смеяться и переживать, болеть и радоваться за героя.

Раздел сайта: