Вспоминая Владимира Высоцкого
"Он докопался до глубин... " (Николай Губенко)

"Он докопался до глубин..." (Николай Губенко)

Песни Высоцкого, стихи Высоцкого и - реплики из "Гамлета", обращенные к принцу, говорящие о принце. Реплики эти дают ощущение невероятного совпадения образов принца Датского и Владимира Высоцкого. Да это и был принц, истинный принц искусства, принц творчества, принц Таганки. Он много лет играл роль Гамлета... Теперь на сцене Гертруда и Клавдий, Офелия и Полоний, Горацио и могильщики - все здесь. А принца нет. Но с ним говорят, к нему обращаются, и он отвечает. Откуда?..

Алла Демидова - Гертруда (глядя "туда, откуда никто не возвращался"): "Ты обратил глаза зрачками в душу, а там повсюду пятна черноты, и их ничем не смыть... Что мне делать, Гамлет?"

А из пустоты - хриплый голос принца: "Вам надо исповедаться! Покайтесь в содеянном и берегитесь впредь!"

Он - ответил много лет назад.

... Мгновенно по ходу действия актеры перестают быть шекспировскими персонажами. Становятся просто актерами Таганки, поют песню Высоцкого. А в следующий миг - они уже персонажи одной из его городских баллад - с грубоватым юмором мастерски разыгрывают жанровую сценку.

и можно ли назвать зрителем того, кто пришел на поминки? Теперь большинству кажется, что должное воздано. Книги, диски, Госпремия, фильмы, статьи... Но тот Высоцкий, о котором мы играем спектакль, гораздо крупнее, чем общепринятое представление о нем. Мучительно видеть тиражирование, дешевую распродажу оптом и в розницу. Да, выходят диски, книжки - это замечательно, он так этого хотел, но ведь повторяется один и тот же набор: военные песни (далеко не все), спортивные (далеко не все)... А у него есть удивительные по философской мудрости вещи. В спектакле мы пытаемся проникнуть в его поэзию. Он понял не только свое время, он докопался до глубин, до причин.