Вспоминая Владимира Высоцкого
Первая роль (Л. Мирский и Б. Медовой)

Первая роль (Л. Мирский и Б. Медовой)

О первой значительной роли Владимира Высоцкого в кино рассказывают один из режиссеров известного фильма "Карьера Димы Горина" Л. Мирский и сценарист Б. Медовой. Беседует с ними журналист В. Чаава.

- Действие фильма происходило в Сибири, где молодежная бригада, в которую попадает коренной горожанин Дима Горин (А. Демьяненко), тянет линию электропередачи, - вспоминает один из режиссеров картины Л. Мирский. - Натуру мы снимали в Карпатах, между Ужгородом и Львовом, в местечке Сколе. Сценарий, как мне кажется, интересный, но весь был направлен на главного героя, которого играл А. Демьяненко. Остальные были в большей или меньшей степени лишь окружением его. Володю такое положение дел не устраивало. Вовсе не потому, что он был как-то особенно честолюбив, хотя, когда тебе только 22 года, это вовсе не зазорно, а потому, что он просто "не вмещался" в рамки роли. Он вечно что-то придумывал, во многом наново создавая свою роль, дописывал ее, тормошил нас. Разве тут устоишь!

В фильме был эпизод: у ребят кончились продукты, и вот Дима Горин едет за ними в бригаду девушек. По сценарию машину должен был вести посторонний шофер. Володя настоял на том, чтобы эту эпизодическую роль переписали на него. И вот один из лучших эпизодов ленты: герой Высоцкого, его звали Софрон, в кабине с девушкой, которую играла Т. Конюхова и в которую влюблен Дима Горин. Сам Горин в кузове. Он зол, ревниво поглядывает в окошко кабины за тем, как любимая девушка мило беседует с другим. Сцена получилась очень живая. Настоящая...

Она потянула за собой следующую - сцену выяснения отношений Горина и Софрона. Вместе эти сцены сложились в небольшую линию фильма, пусть не главную, но яркую.

Так вот во многом на нашей общей импровизации и создавалась лента, и идеи часто давал нам Володя.

- Или вот еще один эпизод со съемок. По сценарию кому-то из героев ленты, - продолжает рассказ кинодраматург Б. Медовой, - надо было подняться на сорокаметровую мачту ЛЭП и что-то там сделать. Стоим, ждем дублеров - профессиональных монтажников. Подходит Володя:

- Братцы, в чем задержка? Объясняем ситуацию.

- А сами как снимать-то будете?

- У нас есть телескопическая вышка.

- Тогда готовьте камеру. Я полезу.

Мы стали его отговаривать. Не надо, опасно. А он на своем: полезу, и все. И полез, и сняли мы его. Веселого, улыбающегося на сорокаметровой высоте. Потом спустился вниз и сказал:

- А теперь бы чего-нибудь пошамать...

Вот такой у него был характер, какие-то лихость, удаль, азарт. Если он за что-то взялся - сделает.

актер пришел "под градусом". Мы его тотчас отчислили из группы и отдали роль Высоцкому. Он ее и сыграл. И как сыграл! А сколько бы потерял фильм без него! Пел ли он? Пел, очень часто. Но я не знал, что он поет собственные песни, да, по-моему, никто из нас не знал. Мы просто полагали, что он знает очень много песен.

- Он очень любил разыгрывать всевозможные сценки, - продолжает рассказ Б. Медовой. - Вспоминается такая: я изображаю корреспондента телевидения, он - старого сибирского рабочего. Я беру у него интервью, задаю самые нелепые вопросы (да простят меня коллеги-телевизионщики), а он, вполне в стилистике тех лет, отвечает, предваряя каждый ответ расхожей тогда фразой: "В то время как в Америке этого нет..." и так далее.

Еще он очень занятно изображал паренька-голубятника из московских предместий, который пытается объясниться в любви девушке на очень специфическом "голубятническом" жаргоне. Во время перерыва в съемках вокруг него тотчас образовывался круг людей, и съемочная группа буквально "каталась со смеху"...

Летом 1961 года фильм вышел на экраны. В середине июня фильм показывали в 30 кинотеатрах столицы, и его очень хорошо приняли зрители. В рецензии на картину "Комсомольская правда" в те дни писала: "Это фильм о молодежи, дружбе и любви, о воспитании чувств, воли, ума, о становлении характера нашего современника..."

Это время было и временем становления характера Высоцкого. Мне очень хотелось найти в рецензии хоть несколько строк о нем. Но, увы. О нем не писали, потому что еще не заметили. Потом не писали по прямо противоположной причине.