Вспоминая Владимира Высоцкого
В школе (Е. Ромашов)

В школе (Е. Ромашов)

Многим слушателям довелось слушать по Всесоюзному радио темпераментные, кажется, самим сердцем спетые, военные песни Высоцкого и комментарии к ним известного поэта, секретаря правления Союза писателей СССР Роберта Рождественского, возглавляющего комиссию по литературному наследию В. Высоцкого. О том, насколько популярно военное творчество Высоцкого, красноречиво говорят слова белгородского учителя русского языка и литературы Е. Ромашова.

С первых дней работы в школе меня неприятно поразило равнодушие учеников к поэзии. Стихами интересовались только девочки, в основном в пору первой любви. В свои альбомчики они переписывали убогие стишки неизвестных авторов. Я попытался привлечь моих учеников к классической поэзии, но больших успехов не достиг. А через три года работы привел на уроки литературы в шестых - восьмых классах песни В. Высоцкого. В основном - военные песни: "В госпитале", "А сыновья уходят в бой", "Он вчера не вернулся из боя". Лучшие мои уроки проходят с песнями Высоцкого о войне. Более того - они сочетаются со стихами А. Твардовского, К. Симонова, С. Орлова, открывают интерес к ним. После того как ребята прочтут стихотворение С. Орлова "Его зарыли в шар земной", в классе звучит песня "Он вчера не вернулся из боя". С семиклассниками происходит нечто удивительное, возвышенное. Происходит тот разряд эмоций, высвобождение лучших человеческих чувств, которого всегда добиваешься на уроке. Или еще параллель: Высоцкий - Твардовский.

Для меня не загадка

Мне ведь тоже несладко,
Что у них не сбылось.
Мне ответ подвернулся:
"Извините, что цел,

Ну а ваш - не сумел".

Удивительно совпадает эта песня по душевному настрою со стихами Твардовского:

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,


Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог,
но не сумел сберечь, -

все же, все же... 

Комментарии тут не нужны. Люди, прочувствовавшие эти строки, никогда не будут относиться к Владимиру Высоцкому как к чему-то нелитературному. Мои ученики давно относятся к нему всерьез.

Я не хочу вдаваться в крайности, но убежден, что этот поэт должен занять в школьной программе по литературе место, соответствующее его Таланту, тому, что он сделал для нас.