• Наши партнеры:
    Tea-dolina.ru - Крепкий черный чай на tea-dolina.ru - популярные сорта.
  • Вспоминая Владимира Высоцкого
    "Запомнились его слова... " (Алексей Казаков)

    "Запомнились его слова..." (Алексей Казаков)

    ... Поздней осенью 1968 года я оказался в Москве у подъезда Театра на Таганке, где тогда состоялась премьера спектакля "Пугачев" по известной драматической поэме Сергея Есенина. Главные роли в спектакле исполняли актеры Николай Губенко (Пугачев) и Владимир Высоцкий (Хлопуша). Помню, с каким трудом, изрядно промокнув под осенним дождем, мне все же удалось попасть в театр.

    На сцене - помост с плахой, вклинивающийся в зрительный зал, и там, наверху, под висящим колоколом, молодой мятежный Хлопуша. Эмоциональное напряжение актера ощутимо передавалось нам, зрителям. Чувствовалось, что 30-летнему Высоцкому очень хотелось сохранить напряженную стихию поэтического слова. И позже год за годом смотрел я десятки раз таганского "Пугачева" и видел, как мужает, взрослеет, драматизируется образ Хлопуши в исполнении артиста. Думаю, что он отдавал этой роли не меньше сил, нежели другим - в спектаклях "Гамлет" или "Жизнь Галилея".

    Спустя некоторое время мне довелось познакомиться с Владимиром Семеновичем во время одной из репетиций "Пугачева". Потом несколько раз мы беседовали в его артистической комнате. Говорили о Сергее Есенине, о работе над "Пугачевым", об авторской песне и о песнях, которые Высоцкий писал для таганских спектаклей "Антимиры", "Десять дней, которые потрясли мир", "Павшие и живые".

    Рассказывая о работе над спектаклем "Пугачев", Высоцкий говорил:

    - Мы все искали определенную поэтическую тональность, способную раскрыть поэзию Есенина на сцене. Я во многом шел от есенинского авторского чтения Хлопуши, запись которого сохранилась. Известно, что Есенин сам прекрасно читал свои стихи. Вот эту есенинскую образную стихию мне и хотелось передать. "Пугачева" мы играем уже десять лет, и, конечно, в чем-то меняется рисунок роли, углубляется, да и мы, актеры, тоже ведь взрослеем, набираемся опыта. Но в тех давних спектаклях конца шестидесятых годов тоже была своя прелесть, наивность молодости... Образ самого Есенина очень близок мне, я ощущаю много общего.

    Мне не раз приходилось видеть, как Владимир Семенович, сидя где-нибудь в углу за кулисами, подолгу пробует на гитаре одну и ту же мелодию. Сам он говорил об этом:

    - Текст записывается иногда сразу, но работа над всей песней - в целом - большая. И всегда это дело живое, заранее не скажешь, что получится... Песня все время не дает покоя, требует, чтобы ты "вылил" ее на белый свет. Вообще у меня такое чувство, что я приговорен к песне.

    Мне довелось видеть Высоцкого в театре в самых разных ситуациях - на сцене, на репетициях, на обсуждениях спектаклей. Более десяти лет я провел в Театре на Таганке, работал там в литературной части на преддипломной практике, написал и защитил дипломную работу о спектакле "Пугачев". И видел, как разные люди тянулись к Высоцкому, приносили ему свои стихи и песни, приходили просто посмотреть на "живого" Высоцкого, взять автограф. И со всеми людьми он был благожелателен, по-настоящему интеллигентен. На одном из вечеров, отвечая на вопросы зрителей, Высоцкий сказал:

    совершенствованию... В мужчинах ценю сочетание доброты, силы и ума, скажем так. Когда подписываю фотографии подросткам, обязательно пишу: "Вырасти сильным, умным и добрым".

    Основой своей популярности Высоцкий считал тот дружественный настрой, то мысленное обращение к друзьям, которые присутствуют в его песнях-балладах. Помню, как на одном из таганских вечеров Высоцкий спел, обыгрывая извечный гамлетовский вопрос о смысле бытия: "Быть" или "не быть" - мы зря не помираем. Конечно, быть!.." В этой фразе весь он, человек, утверждавший ценность жизни, поэт, сказавший о себе:

    А я гляжу в свою мечту -
    поверх голов
    и свято верю в чистоту -

    Обладая обширными знаниями (в квартире Высоцкого осталась большая библиотека, собранная им), беспрестанно расширяя свой кругозор, Владимир Семенович извлекал из любимых книг общий для каждого художника принцип: задача автора не порицать, не учить, но понять ближнего своего... Оттого-то у Высоцкого не слова ложились на бумагу, а душа его.

    Он писал для всех, как для каждого, когда дух преобладал над буквой. И там, где он жил, всегда были рядом его друзья - книги. Вспоминается строка Высоцкого из его маленькой поэмы "Мой Гамлет": "... и я зарылся в книги". Так и есть: в квартире Высоцкого на Малой Грузинской стоял старый письменный стол, за которым он работал длинными ночами, весь в окружении многоликих книг. Именно за этим столом родились в счастливый час творческих раздумий многие строки.

    Однажды у нас состоялся разговор о том, насколько велика широта творческого диапазона актера. Запомнились его слова об этом:

    - Думаю, что не существует таких ролей, которые я бы не смог сыграть. Мог бы сыграть все, кроме женских и кроме тех, что по возрасту не подходят мне, которые уже не следует играть. А так, чтобы сказать: вот эта роль героическая, а эта острокомедийная, я бы не выбирал, а с удовольствием играл и то, и другое. Не знаю, как это было бы сыграно, но я никогда не чувствую, что вот какую-то роль я не могу сыграть.

    к этим звуковым страницам, расширяющим наш духовный мир. И гражданские песни Владимира Высоцкого - в числе лучших страниц повседневной звуковой литературы, голос певца прописан в тысячах квартир.

    ... Часто слушаю пластинку Высоцкого "Кони привередливые", которую он подписал мне в 1976 году. Вспоминаю встречи с ним, разговоры о дружбе. Он как-то сказал, что слово "дружба" там, в горах, сохранилось в первозданном смысле. Там оно действительно выражает то, что в него вложено. Ты с ним в одной связке идешь, и все у него зависит от тебя, а у тебя - от него. Именно так, в одной связке со своим народом, рождались песни Владимира Высоцкого. Именно поэтому их высокое гражданское звучание волнует наши сердца.