Саввина Ия Сергеевна (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 7.11.2006 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/vospominanija/Savvina/text.html

О Владимире Высоцком вспоминает

Ия Сергеевна САВВИНА

М. Ц. – О Вашей с Владимиром Семёновичем совместной работе в картине Е. Карелова "Служили два товарища" знают все, кто интересуется отечественным кинематографом. Но была у вас ведь и ещё одна творческая встреча – в картине "Грешница" в 1962 году.

И. С. – Об этом я совершенно забыла, через несколько лет мне об этом напомнил Володя, но эпизод этот был из фильма выброшен.

М. Ц. – Где снимался эпизод с Высоцким?

И. С. – Картина создавалась на "Мосфильме", а эпизод с Володей снимался под Москвой в Бужарово.*1 Во время съёмок "Служили два товарища" Володя сказал мне: "Иечка, ведь мы же давно знакомы. У меня в те времена не было ни заработка, ни театра, ни кино – ничего. И вдруг – счастье: меня приглашают сниматься. Друзья спрашивают: "А что там?" – "Да ничего. Крошечный эпизод. Саввина там снимается". – "Саввина?! Да это ж кошмар! Как ты с ней работать будешь?"

"Ехал, – рассказывал Володя, – с дрожью в коленках. И погода жуткая, холодно, с электрички сошёл..."

А дальше я вспомнила, как это было, когда он мне напомнил. Режиссёр Володю увидел: "Прекрасно, сейчас будем снимать". А я смотрю – он же синий от холода!

Володя говорит: "И тут ты говоришь: "Что? Как снимать?! Дайте ему чаю, дайте бутербродов, пусть человек согреется, отдохнёт, тогда и работать будем". И я подумал: "Вот это да! А говорили, что сволочь".

Кадр из фильма ''Служили два товарища''. Сашенька - И. Саввина. Брусенцов - В. Высоцкий.

М. Ц. – Что именно вырезано из роли Высоцкого в кинофильме "Служили два товарища"?

И. С. – Вырезана была, как мы её называли, "постельная сцена". Это была лучшая сцена! Это не так, как сейчас показывают, что происходит в постели. У нас герои просто лежали в каюте на кораблике, просто разговаривали. Но между ними происходит НЕЧТО. Вся группа съёмочная просто в восторге была! Это была гениальная сцена. Почему её вырезали...

Я не могу уже, естественно, вспомнить всё, что тогда было, но я помню, что три дня я готовила Володю Высоцкого к этой сцене, потому что это была его первая такая большая роль. Я его водила по мосфильмовским коридорам, мы ходили и готовились к этой сцене. И в результате сцена оказалась вырезанной. Почему? А потому что белогвардейцы не должны были так любить! В результате я этот фильм потом много лет просто не могла смотреть.

М. Ц. – Какие-нибудь ещё эпизоды с участием Высоцкого были выброшены при окончательном монтаже?

И. С. – Не знаю. Я говорю только о наших с ним совместных сценах.

М. Ц. – После этого фильма у Вас творческих контактов с Высоцким не было?

И. С. – К сожалению, больше ни одного раза на съёмочной площадке мы вместе не работали.

М. Ц. – Следующий мой вопрос будет длинным. Дело в том, что в 2004 г. в Польше был выпущен компакт-диск с воспоминаниями известного режиссёра А. Ханушкевича, долгие годы возглавлявшего Народный театр в Варшаве. В сентябре 1973 года театр был с гастролями в Москве, и однажды после спектакля актёры театра вместе с Владимиром Высоцким оказались у Вас в гостях. По воспоминаниям режиссёра, в труппе был актёр, ненавидевший Россию (советские коммунисты уничтожили его семью). Он даже не хотел ехать в Москву, но он был занят в трёх спектаклях, и Ханушкевич отказался его заменять. Когда Высоцкий начал петь, этот актёр заплакал. Повторяя: "я же вас ненавижу...", он, тем не менее, оказался потрясён песнями Высоцкого. В то же время, жена Ханушкевича, ведущая актриса театра З. Куцувна, в своих воспоминаниях этот драматический момент не приводит вовсе, а просто рассказывает, как Высоцкий пел, когда все сидели у Вас в квартире за столом.

И. С. – Ну, Ханушкевич, как всегда, фантазирует. Я не знаю, кто там плакал, но не Володя их пригласил, а "Хан" мне сказал (мы Ханушкевича называли "Хан"): "Ия, мы хотим к тебе прийти". А я только что переехала, ни стола нет, ничего. А он говорит: "Да мы на полу посидим".

И вот они пришли. Я на том спектакле не была, а позднее посмотрела "Три сестры", спектакль мне жутко понравился. Это было лихо, здорово, быстро! Ну Ханушкевич вообще грандиозный мужик.

А через какое-то время появляется Володя с гитарой. Ханушкевич даже и не сказал мне, что Володя придёт. А в остальном – всё правильно: действительно Володя пел и действительно был дивный вечер, был прекрасный Ольбрыхский, была замечательная Куцувна. Это всё у меня стоит перед глазами.

И ещё помню, Володя мне сказал (у него с Мариной была трёхкомнатная квартира, а у меня двухкомнатная; Марина в Париже, а я одна): "Ия, и что же мы с тобой будем делать вдвоём в пяти комнатах?"*2 Я говорю: "Ну, что-нибудь придумаем".

Однажды прислали мне предложение и даже долларами поманили. Какое-то издательство мне написало: "Вы единственная, кто не написал о Высоцком". И намёк, что, может, у Вас там с ним какие-то отношения были... Долларами заплатить обещали. Я порвала эту бумагу и выбросила в унитаз, потому что у нас с Володей были замечательные, потрясающие, чистейшие дружеские отношения.

Володя меня просто обожал, а я считаю, что он уникальный, невероятный человек. Я могла сидеть на ковре у его ног до шести утра, когда он пел. Я его бесконечно люблю.

Есть три человека – Высоцкий, Раневская и Ефремов. Это люди, о которых я не могу писать и не могу говорить. Мой лексикон не может охватить масштаб их дарования и таланта.

Когда Высоцкого не стало, я привозила на его могилу цветы отовсюду, где была. Даже из Ирландии, помню, огромный роскошный букет привезла – пропустили через таможню. Привозила и говорила: "Это тебе, Володечка".

5.11.2006 г.

Беседу вёл Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2006)

Примечания

1. деревня Бужарово Истринского района Московской области.

2. Имеется в виду не квартира на Малой Грузинской, как может показаться на первый взгляд (туда Высоцкий въехал в 1975 году), а квартира в Матвеевском, которую снимали Высоцкий и Влади.

САВВИНА, Ия Сергеевна (1936-2011). Актриса. Родилась 2 марта 1936 г. в Воронеже. В 1953 г. с золотой медалью окончила среднюю школу в Боринске Воронежской области, потом – в 1958 г. – журналистский факультет МГУ. Дебютировала на сцене в 1957 г. – в студенческом театре МГУ в спектакле "Такая любовь" (режиссёр Ролан Быков). Дебют в кино состоялся в 1960-м в фильме Иосифа Хейфица "Дама с собачкой" по рассказу Чехова, за эту роль награждена специальным призом Каннского кинофестиваля.

С 1960 г. работала в театре имени Моссовета. В 1977 г. поступила в МХАТ им. М. Горького (с 1989 – МХАТ им А. П. Чехова). Народная артистка СССР (1990), лауреат Государственных премий СССР (1983, за роль Натальи Ильиничны в фильме "Частная жизнь") и России (1990, за главную роль в фильме "История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж"), приза "Хрустальная Турандот" (за спектакль "Рождественские грёзы"). Умерла 27 августа 2011 г., похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

© 2000- NIV