Селянская Людмила Ильинична (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 4.07.2012 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/vospominanija/Selianskaja/text.html

О Владимире Высоцком вспоминает

Людмила Ильинична СЕЛЯНСКАЯ

Селянская Людмила Ильинична (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

М. Ц. – У Владимира Высоцкого и у Вас был общий первый учитель театрального мастерства – Владимир Николаевич Богомолов.*1 А как вообще происходил приём в его студию?

Л. С. – Люди приходили туда по-разному. Вот я, например, работала в Академии архитектуры и готовилась поступать в архитектурный институт. Однажды был у нас вечер, где все показывали, кто что может. На этом вечере среди приглашённых были люди искусства, и вот когда я прочла стихотворение, я их всех растрогала. Они меня позвали к себе и сказали: "Тебе надо обязательной поступать в театральное училище. В Доме учителя на улице Горького есть кружок, в котором преподаёт педагог студии МХАТа, пойди к нему". Ну, я и пошла.

А потом я привела туда Витю Павлова.*2 Ко мне привела его одна соседка и сказала: "Ты вот ходишь куда-то заниматься. Ты послушай его, как он читает". Витя показывал такие потрясающие скетчи, что я поняла, что он безумно талантлив, и притащила его к Богомолову. Так что каждый приходил по-разному, но студия эта была в Москве известна. Располагалась она напротив магазина "Динамо". Это был старинный дом, студия располагалась в помещении, где раньше была чья-то большая квартира.

М. Ц. – Расскажите, пожалуйста, о руководителе студии.

Л. С. – Владимир Николаевич Богомолов был очень талантливым человеком. Это был настоящий представитель мхатовской школы. Мы собирались, и он нам читал стихи и прозу. Мы были просто заворожены этим. Мы были просто в него влюблены. Он был необыкновенный человек. Это была настоящая мхатовская школа, которая теперь уже утрачена. Когда он читал, мы просто видели каждое слово!

М. Ц. – Кого из участников студии Вы помните?

Л. С. – Ну, конечно, Володю Высоцкого, Витю Павлова. Потом там был ещё Юра Авшаров.*3 Мы с ним заканчивали вместе Щукинское училище, и были приглашены в театр Сатиры вместе с Андреем Мироновым, который, правда, очень хотел поступить в Вахтанговский театр, но не получилось. Был ещё там Саша Биненбойм.*4

М. Ц. – Потом он стал Сабининым…

Л. С. – Ну да, он. Потом он стал актёром "Таганки" и преподавал долгие годы в Щукинском училище. Ещё был Витя Тульчинский,*5 он потом заканчивал Школу-студию МХАТ. Сева Шиловский был.*6 Из девушек помню Милу Васильеву, которая в студии МХАТ не поступила и вообще актрисой не стала, и Леру Ерохину, которая поступила, но не окончила. У неё была идея выйти замуж за иностранца. И действительно, она вышла замуж за итальянца, уехала с ним, и умерла в Италии довольно молодой.

Надо сказать, что студию Богомолова приходили не только те, кто готовился к поступлению, но и те, кто уже поступил в театральные училища, – но они всё равно тянулись к Владимиру Николаевичу. Богомолов сам был талантлив и чувствовал таланты в других. Если он чувствовал это в человеке, он сам говорил ему: "Надо поступать".

М. Ц. – Как были построены занятия в студии?

Л. С. – Там делались спектакли или отрывки из них. Володю Высоцкого я помню в отрывке из Горького. Помню, что его мама приходила смотреть на эту работу.

У нас был определённый день, когда мы собирались, и каждый показывал свою работу. Мы читали свои отрывки, а потом нам читал Владимир Николаевич.

Образовалась такая творческая группа. Володя Высоцкий был весельчаком, центром этой компании. Когда мы собирались, то Володя что-то играл, напевал. Он был очень общительным парнем, добрым, открытым. Иногда мы пили чай, иногда и вино. Я жила недалеко от студии, он меня частенько провожал домой. Ничего такого между нами не было, просто такая взаимная симпатия.

Когда я была в студии Богомолова, – это был 1956-й год, – Володя уже учился во МХАТе, но всё равно приходил, участвовал в каких-то отрывках из спектаклей. Конкретно я не помню этих отрывков. Поскольку он уже был в училище, то он уже не стремился глубоко в это входить, у него уже были свои занятия.

Тем не менее, у Володи было очень творческое отношение ко всему. Он не просто приходил туда провести время и побаловаться. Он очень внимательно относился ко всему и ко всем, он вбирал в себя то, что делали другие, помогал советом тем, кто только собирался поступать. Он был какой-то очень гуманный человек.

М. Ц. – Позднее Вы встречались с Высоцким?

Л. С. – У нас был спектакль "Последний парад", в котором звучали песни Володи. Он приходил в театр, мы все собирались в большом репетиционном зале. Там накрывались столы, мы разговаривали, Володя пел нам. Встреч было не много, но они были очень приятными.

30.06.2012 г.

Беседу вёл Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2012)

Примечания

1. Богомолов Владимир Николаевич (1926-1993). Актёр, режиссёр, преподаватель Школы-студии МХАТ. Заслуженный артист РСФСР (1969).

2. Павлов Виктор Павлович (1940-2006). Актёр театра и кино. Народный артист России (1994).

3. Авшаров Юрий Михайлович (1937-2010). Актёр театра и кино, народный артист России (1995).

4. Сабинин (Биненбойм) Александр Исаакович (1932-2005). Артист Театра на Таганке. Заслуженный артист России (1993).

5. Тульчинский Виктор Ильич (р. 1937 г.) С 1961 г. актёр театра "Современник".

6. Шиловский Всеволод Николаевич (р. 1938 г.) Актёр театра и кино, кинорежиссёр. Народный артист РСФСР (1986).

СЕЛЯНСКАЯ, Людмила Ильинична. Актриса. Родилась 14 июля 1935 г. В 1962 г. окончила Театральное училище им. Б. В. Щукина (курс Иосифа Рапопорта и Анатолия Борисова). В том же году принята в московский театр Сатиры, где служит уже 50 лет. Снялась в фильмах "Мне двадцать лет", "Визит вежливости", "Вор" и др. Заслуженная артистка Российской Федерации (2005). Живёт и работает в Москве.

© 2000- NIV