Шецен Юрий Георгиевич (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 23.01.2006 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/vospominanija/Shetsen/text.html

Юрий Георгиевич ШЕЦЕН

М. Ц. – Юрий, Вы мне рассказывали, что встречались с Высоцким не только в 1979 году в Торонто, но и гораздо раньше, в Ленинграде. Можно об этом поподробнее?

Ю. Ш. – Впервые я его увидел весной 1967 года. "Таганка" выступала с гастролями в Ленинграде, а Высоцкий, кроме того, ещё и давал концерты. Я был на концерте в ЛИАПе. Я помню, изумился количеству народа, который привалил на концерт. Пришли все – профессора, преподавательский состав, студенты. Народ пристраивался в проходах, на подоконниках, везде, где можно было приткнуться. То есть, это был достаточно большой концерт и крупное событие. Это происходило в 2 или 3 часа дня, и некоторые лекции и практические занятия были отменены.

Тогда же один из организаторов этого концерта – очень деловой парень, студент ЛИАПа – выпустил книжечку песен Высоцкого. Ну, по тем временам у него было не так уж много песен, но всё-таки получилась вполне приличная книжица.

– То есть, это был самиздат?

Ю. Ш. – Самиздат, да. Сделанный исключительно в коммерческих целях. Это не было идеологическим самиздатом, а именно для продажи. У меня эта книжечка была, но, как говорится, в той жизни. Когда я уезжал, я оставил её кому-то из приятелей. Наверное, где-то её можно найти.

М. Ц. – Очень было бы интересно найти – это один из первых (а может быть даже и самый первый) самиздатовских сборников Высоцкого. А на других концертах Высоцкого в Ленинграде Вы бывали?

Ю. Ш. – Я был на его выступлении в Доме культуры МВД, расположенном около Московского вокзала. Тот же парень, ЛИАПовец, который имел отношение к организации концерта в институте, провёл меня за кулисы и представил Высоцкому как "страстного почитателя его творчества" – у меня, действительно, была обширная коллекция песен Высоцкого на магнитных лентах. Разговор продолжался пять минут, не больше. В основном, Высоцкого интересовали наши питерские барды – Е. Клячкин, Ю. Кукин, А. Городницкий – разговор был о них. Этот концерт, как мне помнится, состоялся через несколько месяцев после выступления в ЛИАП. Видимо, в промежутке между осенью 1967-го и весной 1968-го года.

М. Ц. – Расскажите, пожалуйста, о выступлениях Высоцкого в Торонто.

– Первый концерт Высоцкого в Торонто состоялся 12 апреля 1979 года, он прошёл в бане или, говоря официально, в русском оздоровительном центре "Ambassador’s Club". Второй концерт был на следующий день в зале гостиницы "Inn on the Park". Это зал с плохой акустикой и, вдобавок, с плохой аппаратурой.

На концерт в гостинице явились все советские деятели из консулата и посольства, расположенных в Монреале и Оттаве, первые ряды были заняты исключительно ими. Высоцкий об этом знал заранее и сказал, когда прощался в бане, что, дескать, те песни, что он у нас пел, он на официальном концерте повторять не будет, потому что приедут "НАШИ".

М. Ц. – Это он со сцены сказал?!

Ю. Ш. – Нет-нет, в кулуарах. После выступления в бане была устроена встреча, такая, что называется, мини-пьянка. Высоцкий, правда, не пил ничего. Вот там он и сказал, что официальное выступление будет совсем не таким, как то, что только что состоялось.

М. Ц. – Интересно, а кто-то делал фотографии во время концертов в Торонто?

– На первом концерте – да, фотографировал один человек. Я хотел потом тоже получить фото с того концерта, но я этого человека не нашёл. А потом он уехал в Калифорнию, и я его след потерял. А на втором концерте, кажется, никто не снимал.

М. Ц. – В историю высоцковедения Вы вошли как человек, сделавший запись ныне широко известного выступления Высоцкого в Торонто. Запись концерта в "Ambassador’s Club" делалась с разрешения Высоцкого?

Ю. Ш. – Там такая история вышла. Я принёс аппаратуру, потому что всё равно ведь аппаратура нужна была – усилитель, колонки, микрофон. Всё это я расставил, сидел и настраивал. В зал вошёл Высоцкий. Взглянул на меня, узнал, сказал с улыбкой "А-а, и Вы тоже здесь!". Посмотрел на аппаратуру, на магнитофоны... Потом сказал, что только что он давал концерты в Нью-Йорке, и там моментально сделали пластинку. Я ему пообещал, что никаких пластинок выпущено не будет. Слово я сдержал, пластинку сделали без меня, кое-кто подсуетился и переправил копию моей записи в Нью-Йорк.

Второй концерт я не записывал, там было уже не прорваться в радиоузел. Может, кто-то и записал, я не знаю. Но качество записи, даже если такая и существует, должна быть хуже – и из-за акустики, и из-за репертуара.

Свою запись я через много лет отправил в Москву Андрею Гаврилову, с которым нас заочно познакомила Вероника Долина. Мы с ним потом часто встречались в Москве, он очень серьёзно занимался выпуском концертов бардов, и он сделал известный среди любителей двойной компакт-диск "Концерт Высоцкого в Торонто".

Беседу вёл Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2006)

Примечания

ШЕЦЕН, Юрий Георгиевич"почтовом ящике". В 1970 г. окончил Ленинградский институт авиационного приборостроения (ЛИАП), там же и работал с 1964 по 1973 год. Уволился из института в связи с решением уехать из страны. В 1974-1975 гг. работал звукорежиссёром в Ленконцерте, в основном с известным питерским эстрадным дирижёром Анатолием Семёновичем Бадхеным. 29 октября 1975 года эмигрировал из СССР.

"Ford Electronics Manufacturing Corporation") в Торонто. Несколько лет проработал научным сотрудником в монреальской компании "Canadian Pacific".