Сичкин Борис Михайлович (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 19.05.2005 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/vospominanija/Sichkin/text.html

Борис Михайлович СИЧКИН

Сичкин Борис Михайлович (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

М. Ц. – Борис Михайлович, как и когда Вы познакомились с Владимиром Высоцким?

Б. С. – Нас познакомил артист Сева Абдулов. Он очень дружил с Володей и хотел нас представить друг другу. Он, помню, говорил: "Я Володе о Вас рассказывал, он очень хочет с Вами познакомиться". И мы как-то, наконец, встретились, сидели до утра. Мы с Абдуловым пили водку, а Володя не пил, только разговаривал, слушал и хохотал.

М. Ц. – Вы дружили с Высоцким?

– Я не могу сказать, что мы дружили. Дружил с ним Сева Абдулов, они встречались чуть ли не каждый день. А я... Ну, мы виделись, конечно. Помню, ездили в ресторан в Архангельское, под Москвой.

М. Ц. – Каким Высоцкий запомнился Вам?

Б. С. – Я никогда не видел его пьяным, и никогда он при мне не пил. Когда я с ним встречался, он всегда был в "завязке". Это был совершенно очаровательный, предупредительный, с огромным уважением к окружающим человек. В том числе, и лично ко мне. Я говорил ему: "Володя, говори мне "Борис". Он отвечал: "Нет, Борис Михайлович, я так не могу, Вы старше меня". На редкость просто был очаровательный и интеллигентный человек. Мне говорили, что когда он выпивал, то менялся. Я этой его стороны не знаю совершенно. Вообще, я Вам скажу, что всюду, где мы встречались (а бывало это довольно часто), пили водку. Так – я пил, а он – нет, и спокойненько смотрел, как другие люди пьют и радуются.

М. Ц. – Вы снимались с Высоцким в фильме "Интервенция". Что запомнилось Вам из того времени?

Б. С. – Во время съёмок мы жили с Володей в одном номере в гостинице "Англетер" в Ленинграде. Я тогда обратил внимание на одну его характерную черту: его не надо было уговаривать спеть. Ему надо было, чтобы был слушатель, тогда он сразу брал гитару и начинал петь.

"блатные" песни, а он сказал: "Борис Михайлович, я эти песни впервые слышу!" Я говорю: "Володя, как же так? Эти песни пошли по всей стране и сделали тебя знаменитым". Он мне так ответил: "Я когда выпивал, то я пел. Что я пел, – я сам теперь уже не помню, я на ходу сочинял эти песни".*1

М. Ц. – Были ли у Вас с Высоцким общие друзья?

Б. С. – У нас был общий друг, капитан теплохода "Грузия" Анатолий Гарагуля. Он одессит, но когда он приезжал в Москву, то мы обязательно встречались то у Володи, то в гостинице. Это очень часто бывало. Там и Андрей Тарковский бывал, и Эдмонд Кеосаян, режиссёр "Неуловимых мстителей", и Булат Окуджава. Ну, Окуджава, собственно, в этой компании не был, он изредка приезжал.

М. Ц. – Теперь вопрос к Вам как к профессионалу. Ваша оценка Высоцкого – киноактёра?

Б. С. – Ну, что я могу сказать? Я влюблён в него как в барда. То, что он делал как бард – это гениально, на мой взгляд. А как артист кино... Я считаю, что есть и лучше. То есть, он не был плохим актёром. Нормальный, хороший артист, но не гениальный. Знаете, есть артисты хорошие, а в кино сниматься не могут, просто не умеют. Театр и кино – это же разные вещи. В кино есть камера, но нет людей, нет зрителей, а кто-то привык к ним. А Высоцкий хорошо чувствовал камеру, поэтому у него не было проблем в этом плане. Он играл как в театре, так и в кино, был свободен. А вообще-то, не так уж много он играл в кино.

– Даже очень немного. Он снялся в 28 фильмах, считая даже крошечные эпизоды. А какая, на Ваш взгляд, лучшая его роль?

Б. С. – Лучшей его ролью я считаю роль поручика Брусенцова из фильма "Служили два товарища". Но я не все фильмы с его участием видел. Не знаю, в частности, последних его работ в "Маленьких трагедиях" и "Месте встречи..." Когда они вышли на экран, я уже эмигрировал.

М. Ц. – Видели ли Вы Высоцкого в ролях его театрального репертуара? Ваше мнение о нём как о драматическом актёре?

Б. С. – Да, я видел его в театре, в частности, в роли Гамлета. Ну, что сказать? Вообще, вопрос искусства – это дело вкуса. Лично мне эта трактовка не нравится. Когда выходит человек в свитере и с гитарой и играет Гамлета – мне это непонятно. Меня трудно убедить в таком "колхозном" варианте – Гамлет в свитере.

О Высоцком могу сказать, что и в театре, и в кино он был хорошим актёром, но это не главное. Главное же в том, что песни свои он исполнял как актёр. Вот это он делал замечательно! Ещё раз скажу: я считаю, что он был гениальный бард. Выше него никого не было и, вероятно, долго не будет.

Беседу вёл Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2005)

Примечания

1. Уникальное свидетельство. Позднее Высоцкий о ранних своих песнях говорил совсем другое: "Я считаю, что они колоссальную мне принесли пользу в смысле работы над формой, очистки, простоты, такой, так сказать, нарочитой, кажущейся примитивизации мелодии... Поэтому я эти песни очень люблю, прежние свои песни". (Концерт в Торонто, "Ambassador Club", 12.04.1979 г.)

(1922-2002). Актёр, танцор, балетмейстер, композитор. Родился 15 августа 1922 г. в Киеве. В 1937-1941 гг. учился в Киевском хореографическом училище, одновременно танцевал в Ансамбле народного танца УССР. Участник Великой Отечественной войны. В 1947-1948 гг. – солист Ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова, в 1948-1966 гг. – артист Москонцерта. С 1955 г. работал в ансамбле литературной и театральной пародии "Синяя птичка" под руководством В. Драгунского, исполнял интермедии, был автором текстов, балетмейстером; участвовал в работе "закулисного" театра "Крошка" (ЦДРИ), в 1959-1960 гг. – в Театре-студии киноактёра.

"Свадебное путешествие", "Проснись и пой" (Театр сатиры), "Красные дьяволята" (Драматический театр имени Н. В. Гоголя). Наиболее заметные роли в кино: итальянец-контрабандист ("Капитаны голубой лагуны"), администратор отеля ("Последний жулик"), Буба Касторский ("Неуловимые мстители" и "Новые приключения неуловимых"), Экселянт ("Интервенция").

В начале 70-х был обвинён в финансовых нарушениях при получении гонораров, в декабре 1973 г. арестован, через год освобождён за отсутствием состава преступления, однако работы актёру не давали, на новые роли в кино не утверждали.

"Свит Лорейн", "Суперинтендант", "Последние дни", "Никсон"). С середины 90-х гг. вновь снимался в российском кино. Автор книги "Я из Одессы, здрасьте!.." Умер 21 марта 2002 г. в Нью-Йорке.