Сидорова Тамара Александровна (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 11.12.2011 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/vospominanija/Sidorova/text.html

О Владимире Высоцком вспоминает

Тамара Александровна СИДОРОВА

М. Ц. – Когда Вы впервые встретились с Высоцким?

Т. С. – В 1978 году. У нас были тогда, в основном, гастроли по Украине. Харьков и другие города. Он из театра приезжал, и мы давали по три-пять концертов в день. Ансамбль наш назывался "О чём поют гитары". Администратором у нас был Василий Васильевич Кондаков. Мы работали первое отделение, а Володя Высоцкий работал второе отделение. Если в день было по пять концертов, то мы в автобусах ездили по городу. Отрабатывали сами, потом выходил Володя, – и мы ехали на другую площадку. У нас бывало по тридцать концертов в месяц.

М. Ц. – Итак, Харьков... Какие ещё были города? Весной 1978 года Высоцкий выступал в Шостке, Запорожье, Сумах.

Т. С. – Конечно! В Сумах мы с ним дрались.

М. Ц. – То есть, как – дрались?

Т. С. – Ну так... Как бы в шутку. Я скрипачка вообще-то, но там, в ансамбле, я ещё и пела. Володя, видимо, что-то спросил про меня, и ребята сказали, что я – девица и приставать ко мне не нужно. А я что? Чисто мужской коллектив, надо вести себя как-то поаккуратнее...

Началось с того, что Высоцкий начал приносить цветы. Просто приносил ребятам: "Передайте Тамаре". А я где-то за шифоньером сидела, переодевалась. Слышу – пришёл Володя с цветами. Спрашивает: "А где Тамара?" А ребята ему: "А она ушла, нет её". В общем, ребята были всегда против его ухаживаний. Да к нему женщины пачками ходили! А я не люблю, когда вокруг "звезды" очень крутятся. Понятно же было, что он гений, и к нему как-то примазываться – это не моё.

Вообще наши ребята из ансамбля вели себя очень достойно. Володя заходит: "Ребята, вы мне сыграете "Кони привередливые"?" Они говорят: "Да, сыграем". А другие люди – из «Здравствуй, песня!», например, – прижимались к нему со всех сторон, обнимались, фотографировались, прямо уж не знали, что ещё сделать. А наши были спокойные и достойные. Надо сыграть "Коней" – сыграем, но без навязывания в друзья. И он был этим даже как-то ошеломлён. Он нам доверял, группа была очень высокого класса.

М. Ц. – А кто делал оркестровку?

Т. С. – Я сделала, а ребята сыграли.

М. Ц. – Так что же за драка у вас была?

Т. С. – А, драка... Володя в Сумах начал меня цеплять за руку. Я на сцену выходила на первое отделение, а он закончил второе отделение предыдущего концерта. Начал он меня за кулисами сильно прихватывать за руку, тянуть к себе: "Встретимся вечером? Пойдём к художникам, я тебя с ними познакомлю". Вроде, ничего особенного, но меня это всё время бесило, потому что стоит коллектив, я уже на сцену готовлюсь выходить, а он меня просто тянет.

Несколько раз он меня вот так приглашал, а я всё отнекивалась – дескать, не могу, занята. А один раз администратор Гольдман взял и закрыл меня с Володей в комнате. Володя начал за мной как бы в шутку гоняться. Я вокруг стола бегала-бегала, но мне это надоело, вообще-то. И тут Володя схватил меня сзади и вытащил меня наружу. Там выход был на публику без перил. Это задняя сторона сцены, там, где выход для артистов, но народ, который на концерт пришёл, был ещё на улице, целая толпа народу. И он меня приподнял и как бы показал, что он меня сейчас сбросит туда, в публику. Но я, честно, говоря, не подумала, что он это сделает. Я не кричала, как-то молча всё это было...

После этого Володя ещё несколько раз довольно назойливо звал меня с собой. Наконец, я сказала: "Ладно, договорились, пойду я к твоим художникам". Он мне говорит: "Я за тобой зайду".

Я – к ребятам своим. Говорю: "Чего делать, не знаю. Он сказал опять, что хочет к художникам ехать". Они говорят: "Ладно, мы у тебя в номере посидим, в шахматы поиграем. Если он зайдёт, то мы скажем, что ты занята".

Распахивается дверь – на пороге Володя в кепочке своей: "Ну, ты пойдёшь?" А я отвечаю: "Ты же видишь – ко мне ребята пришли". И тут он как дверью шарахнет – со всей дури! И после этого он больше никогда ко мне не приставал.

А поначалу, до всех этих дел, он мне даже стихи прочитал. У меня было платье тёмно-зелёного цвета с открытой спиной, и я спину подпудривала, чтобы был контраст. И Володя мне прочитал какие-то стихи. Что-то такое про белую-белую кожу. Я не знаю, его ли это были стихи, я не запомнила и не записала.

М. Ц. – В том же 1978 году, но уже осенью, Высоцкий работал с ансамблем "О чём поют гитары" во время гастролей по Северному Кавказу. Вы принимали участие в той поездке?

Т. С. – Да. Мы были как бы приклеены к Северо-Осетинской филармонии и, естественно, мы в тех местах много гастролировали. Орджоникидзе, Нальчик и другие города. Потом мы выступали в Тбилиси, там был огромный Дворец спорта.

М. Ц. – Тбилиси – это уже 1979 год?

Т. С. – Да, летом или осенью. Там был один концерт, в котором принимали участие Боярский, Захаров и Высоцкий. Мне кажется, это было именно в Грузии.

М. Ц. – Отношения уже у Вас с Высоцким после случая в Сумах были ровные?

Т. С. – Совершенно ровные, он не приставал, а я старалась не попадаться ему на глаза.

19.11.2011 г.

Беседу вёл Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2011)

Примечания

СИДОРОВА, Тамара Александровна. Музыкант, певица, композитор. Родилась в 1960 г. в Свердловске. Поступила в музыкальное училище им. П. И. Чайковского, но ушла оттуда, проучившись два года. Работала в ансамбле "О чём поют гитары", позднее – в фольклорном ансамбле под управлением Владимира Назарова, затем – в группе "Своя игра", созданной Андреем Барановым. С концертами выступала более чем в пятидесяти странах мира. Лауреат Третьего Всероссийского конкурса артистов эстрады в 1981 г. (первое место). Обладательница звания "Мисс Кинотавр" первого фестиваля "Кинотавр" в Сочи (1989 г.). Создательница собственной манеры игры на скрипке, соединившая классическую скрипку с современными аранжировками. Живёт в Германии.

© 2000- NIV