Столяров Кирилл Сергеевич (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 23.10.2012 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/vospominanija/Stoliarov/text.html

О Владимире Высоцком вспоминает

Кирилл Сергеевич СТОЛЯРОВ

Столяров Кирилл Сергеевич (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

М. Ц. – Однажды Вы давали интервью биографу Высоцкого Льву Черняку.*1 Интервью было напечатано не целиком, а фрагментарно, поэтому кое-что хотелось бы уточнить. Вот, например, Вы сказали, что встречались с Высоцким ещё в 1959 году в Одессе. Хотелось бы поподробнее...

К. С. – Ну да, встречались. Он снимался там, я снимался там... В каком фильме он снимался, я не помню, а я – в картине "Им было девятнадцать".

М. Ц. – Вы абсолютно точно помните, что в 1959 году Вы видели Высоцкого в Одессе?

К. С. – Ну, Вы знаете, я там снимался несколько раз, и Володя там тоже снимался многократно, так что меня это как-то не очень всё беспокоит...

М. Ц. – Ну, понятно... В той же беседе Вы сказали, что встречались с Высоцким у художника Эдуарда Дробицкого, и у Высоцкого была песня, посвящённая этому человеку. Что это за песня?

К. С. – Вы знаете, я все его песни не помню. И той, о которой Вы спрашиваете, тоже не помню.

Я не очень люблю сейчас присоединяться к этому делу, потому что сейчас очень много людей любят присоединяться к Володе. Как, скажем, и к Васе Шукшину. Я с Васей учился, с Андреем Тарковским, с Геной Шпаликовым. Володя Высоцкий был моложе. Я устроил его первый раз сниматься в кино. Я уже тогда был известный артист. Володя просто попросил меня... Я снимался в "Сверстницах", а он меня попросил: "Устрой меня на халтуру".

Поскольку я человек традиционный, а он был тогда человек неустроенный, я его устроил к Васе Ордынскому в эту самую картину "Сверстницы". Сейчас продаётся это кассета, написано, что там снимается Высоцкий. Хотя там у него маленький эпизод. Снимали сцену там... экзамен в театральном училище, и набирали массовку – по три рубля. Сам я в этой сцене не участвовал. Я Васе сказал: "Ну что ты берёшь массовку? Возьми целый курс, и ребятам деньги заплатишь". Ну и взяли весь курс – в том числе, Володя там был.

Эдик Дробицкий был уже тогда очень известный художник, мы были друзья с ним... Сейчас он академик, а тогда у него была маленькая мастерская на Смоленской. Потом он был председателем Союза художников-графиков. Кстати, в доме Высоцкого на Малой Грузинской.*2 Володя часто приходил туда выпивать. Однажды он сделал какое-то посвящение Дробицкому. Я понимаю, что Вас тоже правда не интересует...

М. Ц. – Да нет, меня интересует именно правда.

К. С. – Ну, сложился уже опредёленный стереотип Высоцкого. На самом деле Володя был очень одинокий человек. Кстати, однажды он и мне стихи посвятил.

М. Ц. – Какие стихи?

– Да это было в Доме кино, когда мы выпивали. Называются эти стихи "В ресторане". Я был там с ребятами. Была осень, грязь. И там было написано: "Спецобслуживание". Никого не пускают. А я член правления там был, я знаю, что никакого спецобслуживания нет. Я пришёл, говорю: "Что тут происходит?" А там то ли директор Тишинского рынка гулял, то ли ещё кто-то. Мы сели в углу за столиком. Какое-то пили болгарское вино, дешёвое. А потом подошёл ко мне швейцар, вышибала такой. Говорит: "Тут Вас спрашивают". Я смотрю – Володя стоит. Я говорю: "Это мой товарищ". Он посидел с нами, а потом появились стихи. Возможно, Вы их знаете – "Мне в ресторане вечером вчера..."

М. Ц. – Конечно, знаю. Так этот текст Вам был посвящён?

К. С. – Ну да, конечно. Роберт Рождественский потом включил эти стихи в первую книгу Володи "Нерв". Вот тут – его отношение к богеме, ко всем этим людям, которые сейчас говорят: "Мы друзья были, мы рядом с ним..." Вот это его настоящее отношение ко всем этим людям в этом стихотворении. Ведь никто ему не помог. Никогда. Ни Евтушенко, ни Вознесенский.

А текст он мне потом показал. Говорит: "Вот, стихи я написал". Я ему говорю: "Володя, стихи писал Пушкин". Вот в таком духе...

– а тогда на Даманском были дела,*3 – копии картин из Лувра. Это было грандиозное событие. Был вечер, была Фурцева, а я дежурил при входе. Пришёл Володя с какой-то женщиной. Они раздевались там в гардеробе. Я говорю: "Володя, что за баба?" Он говорит: "Это не баба, это Марина Влади". Вот такие фрагментарные встречи. Особенно в последние годы.

М. Ц. – Какие отношения у Высоцкого были со Шпаликовым?

К. С. – Да никаких. Просто встречались где-то, выпивали... Генка был человек необычайно талантливый, очень яркий. Очень хороший был парень. Я в этих компаниях не очень часто участвовал, я не люблю эти богемные компании. Я в этом мире вырос,*4 и меня это не привлекало. Генка жил напротив, он ко мне приходил... На моих глазах он начал спиваться, случилась вся эта катастрофа. Гену тогда знали гораздо больше, чем Володю, и стихи его прекрасные знали. А Володя – это уже потом...

– товарищи по работе. У него больше театр был, у меня больше "Мосфильм". Но пересекались часто.

25.11.2006 г.

Беседу вёл Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2012)

Примечания

"Мы были людьми одного круга" // сб. "Белорусские страницы" вып. 35. Минск. 2005 г. стр. 97-105.

2. В 1976 г. Эдуард Николаевич Дробицкий (1941-2007) был избран председателем Московского объединённого комитета профсоюза художников-графиков, горком и выставочный зал которого находился в доме на Малой Грузинской, 28, где в то время жил В. С. Высоцкий. Впоследствии эта общественная организация была реорганизована в Творческий союз художников России (ТСХР).

3. 2 и 15 марта 1969 г. в районе острова Даманский на реке Уссури имел место советско-китайский пограничный конфликт.

4. Отцом Кирилла Столярова был Сергей Дмитриевич Столяров (1911-1969), актёр театра и кино, народный артист РСФСР.

СТОЛЯРОВ, Кирилл Сергеевич "Им было девятнадцать", "Сверстницы", "Секретарь обкома", "Таинственный монах", "Голубой портрет" и многих других; написал сценарий для фильма "Клан" (1991). Работал в Театре-студии киноактёра, в конце 1980-х гг. был назначен главным режиссёром этого театра. Помимо работы в театре и кино много гастролировал с концертами, подготовил несколько сольных программ, в которых читал стихи Сергея Есенина.

С 1991 г. стал работать на телевидении, где в качестве автора и ведущего подготовил цикл передач "Актёры и судьбы" о выдающихся артистах отечественного кино, а также вёл рубрику "Минувшее" о лучших исторических фильмах, цикл программ "Андреевский флаг", приуроченный к 300-летию Российского флота, программу "Новый иллюзион". Был советником руководителя Федеральной службы телевидения и радио России, президентом культурно-просветительного фонда имени Сергея Столярова. Заслуженный артист России.

Раздел сайта: