Сурин Александр Владимирович (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 27.11.2011 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/vospominanija/Surin/text.html

О Владимире Высоцком вспоминает

Александр Владимирович СУРИН

Сурин Александр Владимирович (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

М. Ц. – Сохранились фотопробы Высоцкого для картины "Дорога домой", которую Вы снимали в 1968 году. До этой картины Вы с Высоцким знакомы были?

А. С. – Знакомы были, – но не более того. Мы не дружили, но у нас были приятельские отношения.

М. Ц. – А какая была история неутверждения Высоцкого на роль?

А. С. – Особой истории там не было, всё абсолютно технологично. На роль Николая Мальцева я пробовал довольно много актёров – человек восемь или даже десять. И всё – не попадало. Автором сценария был Эдик Володарский, он очень дружил с Володей. Эдик очень настаивал: "Ну почему ты не пробуешь Высоцкого? Попробуй его".

В конце концов, он меня уговорил. Сделали ролик. Там был Володя и какая-то девушка, не помню уже, кто именно. Когда я посмотрел пробы, мне не понравилось. Я пригласил его ещё раз – и снова не понравилось. Здесь не было никаких привходящих обстоятельств. Не было приказов начальства, ничего. Это было целиком и полностью моё решение. Я вполне мог его утвердить.

Это был 1968 год, Володя был ещё не столь известен. Актёрская его судьба ещё совсем не сложилась. Была уже говорухинская картина ("Вертикаль", – М. Ц.), но она не произвела на меня большого впечатления. Володя раскрутился, разыгрался только к концу своей жизни. Вот тогда он стал хорош как актёр. Он очень медленно раскрывался.

М. Ц. – А "Служили два товарища"?

А. С. – А это какой год?

М. Ц. – 1967-й.

А. С. – Вот это первая работа, в которой Володя стал по-настоящему интересен. Я не критик, я говорю просто свои впечатления, у меня абсолютно субъективный взгляд на Володю и на его проблемы.

В общем, я абсолютно честно отпробовал его. И абсолютно честно – мне эти пробы не понравились. Вот, собственно, и всё. Потом я себя страшно ругал, потому что я утвердил, в конце концов, на роль актёра, который был гораздо хуже, чем Володя. Так бывает, когда очень крутишь носом – это не то, и это не то, – и, в конце концов, довольствуешься гораздо худшим.

Я до сих пор жалею. Потом я кусал себе локти. В тот момент интуиция покинула меня. В конце концов, вся линия Мальцева свелась к минимуму, потому что я утвердил Ивашова, а он был небольшого масштаба актёр. Он не смог выразить то, что я хотел, а вот Володя бы это выразил, и сыграл бы замечательно. С первого взгляда как-то не пошло, а если бы я вложил какую-то энергию в работу с ним, то, я думаю, всё бы получилось.

Помню, я ему позвонил и сказал: "Володя, я не могу тебя утвердить. Это не худсовет, не начальство. Это лично моё решение".

М. Ц. – Как Высоцкий воспринял Ваш отказ?

А. С. – Абсолютно нормально. Более того, – я попросил его написать песню в свою следующую картину "Антрацит". Он без всяких напоминаний о несыгранной роли, без всяких плохих воспоминаний легко согласился эту песню написать. Но это категорически не прошло. Хотя песня, с моей точки зрения, получилась прекрасная. Но я нарвался на категорический, безапелляционный отказ. Сначала отказали на "Мосфильме", тогда я пошёл в Госкино, а там реакция была ещё хуже. И я был вынужден, почти обливаясь слезами, песню выбросить.

М. Ц. – Мне кажется, песня отлично ложилась на материал картины.

А. С. – Абсолютно верно! Более того, песня, если бы она там была, поднимала бы фильм на другую высоту. Но – не вышло.

Подходя к концу жизни, я очень жалею, что не снял тогда Высоцкого. Это моя очень большая печаль. Сердце сжимается, когда я думаю об этой дурацкой эпопее, в результате которой я не утвердил его.

М. Ц. – Ну что ж, все ошибаются.

А. С. – Да ошибки-то разные бывают...

М. Ц. – После 1969 года у Вас с Высоцким контакты были?

А. С. – Были, но весьма кратковременные и, главным образом, на почве употребления алкоголя. В пресс-клубе на кинофестивале, у кого-то на квартирах, и так далее. Я к Высоцкому прекрасно относился, да и он ко мне относился хорошо и с уважением, но контактов творческих у нас больше не было.

Сурин Александр Владимирович (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Фотопроба к к/ф ''Дорога домой''. Из коллекции Г. Симакова

М. Ц. – А Вы знаете, что Высоцкий, очевидно, очень любил ту фотопробу к "Дороге домой"? До самой его смерти эта фотография висела в фойе Театра на Таганке, где вывешены фотографии труппы.*1

А. С. – Да что Вы говорите?! А – и не знал...

13.11.2011 г.

Беседу вёл Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2011)

Примечания

1. Как уточнил московский высоцковед Павел Евдокимов, примерно с середины 70-х гг. в фойе Театра на Таганке уже висела другая фотография Высоцкого – работы фотографа В. Мурашко.

СУРИН, Александр Владимирович (1939-2015). Кинорежиссёр. Родился 10 декабря 1939 г. в Москве. В 1965 г. окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Е. Дзигана и Б. Иванова). С 1966 г. работал на киностудии "Мосфильм". Постановщик фильмов "Баллада о комиссаре", "Дорога домой", "Антрацит", "Мы веселы, счастливы, талантливы!", "Взрослая жизнь девчонки Полины Субботиной" и др. Как актёр снялся в фильмах "Время, вперёд! ", "История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж", "Курочка Ряба". Заслуженный деятель искусств России (2000 г.). Умер 16 ноября 2015 г., похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

© 2000- NIV