Танюк Лесь Степанович (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 24.07.2007 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/vospominanija/Taniuk/text.html

О Владимире Высоцком вспоминает

Лесь Степанович ТАНЮК

Танюк Лесь Степанович (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

М. Ц. – Насколько я знаю, когда Вы работали в Москве, у Вас была идея совместной работы с Высоцким. А до начала той работы Вы Высоцкого знали?

Л. Т. – Знал, но немножко. Он приходил на мой спектакль в Театр имени Пушкина, причём, привёл актёров "Таганки" во главе с Любимовым. Друг Высоцкого Сева Абдулов был занят в спектакле "Принц и нищий", который я ставил во МХАТе. Так что встречи, хоть нечастые, но были.

М. Ц. – Пожалуйста, расскажите о своей работе с Высоцким.

Л. Т. – Мы делали с ним "Махагонию" по Брехту. Там должен был Миша Рощин писать новые тексты. Сначала мы с Зориным об этом говорили, а потом с Рощиным. А Высоцкий должен был писать зонги.

М. Ц. – Он начал работать над этими зонгами?

Л. Т. – Да, некоторые тексты у меня сохранились. Наброски текстов, точнее. Сохранились и записи наших разговоров о пьесе. Сразу после Володиной смерти я понял, что это надо записать, чтобы не пропало бесследно.

Из нашей идеи ничего не получилось, потому что Володя ещё хотел и играть. Ведь я работал в театре имени Пушкина, а у Володи на этот театр был "зуб". Когда он был молодым актёром, его оттуда попросили уйти. Как Ефремов когда-то сказал, что хоть через двадцать пять лет, но он вернётся во МХАТ, так и Высоцкий сказал: "Я сюда вернусь, я это сыграю!" Так что к этой роли он отнёсся очень серьёзно.

И в этом была проблема. Если бы он действительно это играл, то весь крен был бы в его сторону. А главный герой, которого Высоцкий хотел играть, – это такой мощный мафиози! И совершенно понятно, что все были бы влюблены в героя Высоцкого, независимо от того, положительную или отрицательную роль он бы играл.

М. Ц. – Вы не приступали к постановке "Махагонии"? Это всё ещё было на уровне обсуждения?

Л. Т. – Мы с ним сидели в ВТО и обсуждали всё это. Сначала ведь надо было написать пьесу. Вообще много нужно было сделать такого, что делается ещё до постановки. Музыку к спектаклю должен был писать Шнитке, должна была быть серьёзная музыка. А зонги должен был писать Высоцкий.

М. Ц. – Высоцкий предлагал какие-то сценические идеи?

Л. Т. – Он предлагал всё это сделать на мотоциклах. Очень интересная идея! Такой сумасшедший супермодерн – выезжает банда на мотоциклах, насилуют девку (а девка называется – История). Это был большой уход от текста Брехта, от Брехта там оставались рожки да ножки, поэтому так просто такую вещь протащить было нельзя.

В театре имени Пушкина главным режиссёром был человек по фамилии Говоруха – совершенно запуганный никчемный человек. Поэтому он, с одной стороны, говорил: "Да, конечно!", а с другой стороны, в репертуарный план "Махагонию" не вставлял, и договор не подписывал.

М. Ц. – А начинали вы обсуждать постановку где-то в 78-м году?

Л. Т. – Да, примерно так.

М. Ц. – Как Вам работалось с Высоцким?

Л. Т. – Трудно. Он всем был нужен. Приходит в буфет – его моментально окружают, что-то просят. Помню, один: "Володя, а ты мне свитер не подаришь?" Он отдал свитер, только чтоб работать не мешали.

"Махагония" с Володей в главной роли могла бы стать событием в то время. Увы, не получилось...

24.06.2007 г.

Беседу вёл Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2007)

Примечания

(1938-2016). Режиссёр театра и кино, политический деятель. Родился 8 июля 1938 г. в с. Жукин Димерского р-на Киевской области. Среднюю школу окончил в Луцке, работал на заводе, после окончания культпросветного техникума служил актёром Волынского областного драматического театра. В 1958 г. поступил в Киевский институт театрального искусства им. Карпенко-Карого, режиссёрский факультет которого окончил в 1963 г. В 1959-1963 гг. – президент киевского Клуба творческой молодёжи. Ставил спектакли во Львовском украинском драматическом театре, Одесском театре им. Революции, Харьковском театре им. Шевченко.

После переезда в Москву в 1965-1986 гг. ставил спектакли в ЦДТ, МХАТе, театрах им. Станиславского, им. Пушкина, им. Моссовета, вёл правозащитную деятельность.

В 1986-1988 гг. – главный режиссёр Киевского молодёжного театра, потом занимался творческой деятельностью. Поставил более 50 спектаклей, снял фильм "Десятая симфония" и серию телефильмов. Автор книг и сотен публикаций на темы культуры, искусства, политики, переводчик произведений Шекспира, Мольера, Брехта и др.

Депутат Верховной Рады Украины нескольких созывов; в 1990-1994 гг. – председатель Комиссии Верховной Рады Украины по вопросам культуры и духовного возрождения, член Национальной комиссии Украины по делам ЮНЕСКО, с июля 2006 г. – заместитель председателя Комитета по вопросам культуры и духовности, член фракции блока "Наша Украина". Один из инициаторов создания Антикоммунистического антиимпериалистического фронта, в 1989-1992 гг. – сопредседатель (с 1992 г. – председатель) Всеукраинского общества "Мемориал" им. В. Стуса, с марта 1999 г. – заместитель председателя Народного Руха Украины.

И. Карпенко-Карого, почётный профессор Харьковского института культуры (1992). Награждён Орденом им. В. Стуса (2002, "Мемориал"), Орденом князя Ярослава Мудрого V (1998), IV ст. (2005), лауреат премии СТД (1990), почётных наград Союза "Чернобыль" "За гуманизм" (1996). Умер 18 марта 2016 г.

Раздел сайта: