Тростников Виктор Николаевич (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 5.01.2014 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/vospominanija/Trostnikov/text.html

Виктор Николаевич ТРОСТНИКОВ

Тростников Виктор Николаевич (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

В. Т. – Я был знаком с Высоцким в последние два года его жизни. Знакомство наше было связано с альманахом "Метрополь". Мне запомнились несколько случаев, связанных с ним, но прежде всего я хочу отметить одну очень важную особенность – речь Высоцкого, его очень ясный язык. Я, как писатель, чуток к слову. Высоцкий – это один из редких людей в моей жизни, речью которого я восхищался, потому что ему было присуще очень точное выражение мысли. Не поэтическое выраженье, заметьте. Это так же, как в его песнях: там мало поэзии ахматовского или тютчевского направления, но зато есть абсолютная точность подбора слов. Вы помните, как в одной из его песен леший говорит: "Вы камо грядеши?" То есть, этот леший разговаривает очень древним языком, языком шестисотлетней давности – и сразу делается понятно, что это за персонаж.

В обычной речи, в бытовом разговоре Высоцкий выражался необычайно чётко. Речь его была не поэтическая, не метафорическая, а очень точная. Это вот такое общее наблюдение, с которого я хотел начать.

Тростников Виктор Николаевич (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Василий Аксёнов, Виктор Тростников и Владимир Высоцкий

– особенно в последние полгода – было таким, что чувствовалось, что он как затравленный. Я ему звоню, он подходит к телефону – и рявкает. Он, похоже, звонки воспринимал как посягательство на себя, как нежелательное что-то. Потом, когда он узнавал, что звонит человек знакомый, он сразу менял тон, но первая реакция на неизвестный звонок была вот такой, как я сказал.

Однажды Высоцкий в компании сказал: "Они хотят, чтоб я им пел "Охоту на волков"". В первый раз в жизни я тогда услышал от него непечатное слово – не совсем матерное, на букву "б", – и оно там было очень кстати. И это был единственный раз, когда я от него это услышал. А так мата от него я не слыхал никогда, даже в чисто мужской компании.

Когда слушаешь его песни, – особенно его, так называемые, "блатные" песни, – то кажется, что матерщина где-то близко, но всё-таки мата не было. Для меня это очень важно, потому что Высоцкий был необыкновенным знатоком русского языка и обходился без ругательств. Это доказательство того, что обычный русский язык самодостаточен, он не нуждается в матерщине, на нём можно выразить всё, что угодно, без мата.

Так вот эпизоды, связанные с Высоцким… Как-то мы, метропольцы, собрались, он спел две песни. Потом мы вдвоём вышли с ним в прихожую, и я спросил его: "Владимир Семёнович, а это правда, что песня "Кони привередливые" – это отражение Вашего загробного опыта?" Он ответил: "Да, это правда", – и сказал мне удивительную вещь. Сказал, что он лежал в морге…

М. Ц. – В морге?!

– Так он сам мне сказал. А потом ворвалась в больницу его жена Марина Влади, и только благодаря этому его из морга перевели в реанимацию. Так что эта песня – действительно отражение его опыта, но он при этом добавил: "Вы не подумайте, что я действительно видел там коней. То, что я там видел, человеческими словами описать невозможно, у нас таких слов нет. Поэтому я взял ближайшее, что вызывает сходные ощущения – быстрота, обрыв, пропасть, неуправляемость".

О втором случае я никогда не рассказывал. Он тоже был связан с очередной встречей "Метрополя". Мы разъезжались с этой встречи. За рулём был Андрей Битов, а мы с Владимиром Семёновичем оказались на заднем сиденье. Мы говорили тихо между собой, и он мне сказал: "Вы знаете, я вообще хочу бросить театр, бросить кино, бросить эстраду – и работать за письменным столом". Я не помню, как он точно выразился, но суть была в том, что он чувствовал, что у него появилась новая задача, которую он считал более важной. А потом добавил, что его интересует сейчас Россия, русский народ, русская история. Вот это было то, чем он хотел бы заниматься, отбросив всё остальное.

Тростников Виктор Николаевич (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Участники альманаха ''Метрополь''.(Во втором ряду первый слева - Виктор Тростников)

М. Ц. – Однажды на очередной встрече участников "Метрополя" было сделано несколько фотографий...

– Эти снимки сделаны моим фотоаппаратом. Снимала жена Аксёнова Майя. Мы собирались в разных местах, но никогда ни у кого, кроме меня, не было фотоаппарата. А так осталось несколько снимков с наших собраний...

М. Ц. – Евгений Попов и Виктор Ерофеев рассказывали, что Высоцкий начинал писать песню о "Метрополе" и даже спел однажды несколько куплетов. Другие метропольцы, с которыми я говорил, о такой песне ничего не знают.

В. Т. – И я тоже не знаю. Он другие песни пел.

21.12.2013 г.

© 2014)

Примечания

ТРОСТНИКОВ, Виктор Николаевич МИСИ, МХТИ им. Д. И. Менделеева, МИИТ и ряде других вузах. В 1970 г. защитил кандидатскую диссертацию по философии. В начале своей литературной деятельности подготовил ряд статей и книг по истории математики и математической логике. Постепенно центр тяжести его интересов сместился к религиозной философии. Много лет был профессором Российского Православного Университета, преподавал философию, философию права и всеобщую историю. Одна из первых его книг о православной философии ("Мысли перед рассветом") была опубликована в Париже в 1980 г. Этот факт, а также его участие в альманахе "Метрополь" было расценено как диссидентство, поэтому был уволен с работы. Вплоть до развала Советского Союза работал сторожем, каменщиком, чернорабочим, прорабом. Работы по православному богословию, философии, истории, и политике печатались в журналах "Москва", "Молодая гвардия", "Православная беседа", "Литературная учёба", "Русский Дом", "Энергополис", еженедельнике "Аргументы и факты", газетах "Завтра", "Правда", "Литературная газета", а также в других печатных СМИ. Общее число публикаций достигает нескольких сотен. Автор книг "Конструктивные процессы в математике", "Мысли перед рассветом", "Православная цивилизация", "Основы православной культуры", "Бог в русской истории", "Кто мы?", "Вера и разум. Европейская философия и её вклад в познание истины", "Имея жизнь, вернулись к смерти", "Всмотрись – и увидишь" и многих других. Живёт и работает в Москве.

Раздел сайта: