Высоцкая Иза Константиновна (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 12.04.2012 г.

Оригинал статьи расположен по адресу:

Высоцкая Иза Константиновна (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

М. Ц. – В 1959 году студенты Школы-студии МХАТ Владимир Высоцкий и Роман Вильдан приготовили отрывок из "Преступления и наказания". Он был с успехом показан на сцене Дома учителя в Москве. Вы эту работу Высоцкого видели?

– Нет, не видела. Я уже работала в Киеве. Я прилетала и приезжала часто, но много чего я не видела, и многих подробностей не знаю.

– Но на выпускных спектаклях его Вы присутствовали?

– Я видела "Золотого мальчика", "Свадьбу" и "На дне".

М. Ц. – Что представляла собой работа Высоцкого в "Золотом мальчике"?

– "Золотой мальчик" – эта пьеса, кажется, Олби, но я могу ошибаться.*1 Пьеса мне очень понравилась. Там Марина Добровольская играла главную роль, а Володя играл роль второго плана. Он выпускался практически как характерный актёр. Особой яркости в этой роли не было.

"Свадьба" запомнилась мне лучше. Володя был очень обаятельный, с очень хорошим вкусом. Это особенно сегодня бросается в глаза, потому что большинство того, что относится к комедии сейчас, – это, на мой взгляд, безумное дурновкусие. А Володя был очень тактичен, интеллигентен внутренне. У него было чувство меры и такта, и в то же время органика великолепная и обаяние.

"На дне" он запоминался. Своего Бубнова он сделал хорошо.

– Ваша подруга по Школе-студии Генриетта Владимировна Ромодина сказала мне, что в юности у Высоцкого хорошо получались возрастные роли...

И. В. – Ну как сказать... В "Свадьбе", конечно, не мальчики и девочки, да и Бубнов не ребёнок, но... Я не помню особенно... Ну, если б он сыграл, скажем, Ивана Грозного на смертном одре, то можно было так сказать. А так я, честно говоря, особенно его возрастных персонажей не помню.

– Когда Вы работали в Киеве, Высоцкий приезжал смотреть Вас на сцене? Скажем, –Ваши работы в "Живом трупе" и "Дяде Ване"?

И. В. – Ну в "Живом трупе" у меня особо серьёзной работы не было, меня там срочно вводили на цыганский танец. Цыганка из меня ещё та... Володя приезжал и это цыганское чудо в моём исполнении он видел.

"Дядю Ваню" он, кажется, не видел, но был на репетиции. Это был тот случай, когда главный режиссёр Романов услышал шорохи наверху и грозно спросил: "Кто там?", на что Володя ответил: "Пока никто". У меня в Киеве были и другие роли. В "Комедии ошибок" у меня была очень хорошая роль младшей сестры, потом были роли в советских пьесах. Мой первый партнёр по сцене был Олег Борисов, мы играли пьесу Соболя "Вот я иду". Другим партнёром моим был Паша Луспекаев, так что первый мой выход на профессиональную сцену был с такими партнёрами, что я сама себе завидую.

– Высоцкий часто приезжал в Киев?

И. В. – Часто. Я человек, не помнящий дат и не ведущий дневников. Бывали случаи, когда я не знала, что он в театре, а он там был. Выхожу после спектакля за кулисы, – а там Володя. Это он на какую-то премьеру прилетел. Как только была возможность, мы друг к другу ехали или летели. Я копила деньги на билеты, а Володя втайне от меня ночами ходил разгружать вагоны, на ночных съёмках в массовках подрабатывал.

М. Ц. – В театре имени Леси Украинки у него проба была?

– Нет. Никакой пробы не было, и об этом даже речи не шло, потому что мы с ним должны были вместе работать в Театре имени Пушкина у Равенских.*2

Потом через несколько лет, когда я работала Перми, к нам прилетел режиссёр по фамилии Икар. Он приезжал по линии ВТО в группе критиков. Он пришёл ко мне и спросил: "А почему Вы не стали работать у нас?" Ну не стала... И Володя в этом театре мордовался несколько лет. Сначала Равенских обещал Володе роль, – вот как раз возрастную роль, – в "Свиных хвостиках", а потом эту роль играл вызванный Равенских то ли с Урала, то ли из Сибири Володя Раушенберг. Я была с ним знакома. Он произвёл на меня впечатление прекрасного человека и хорошего актёра. По-моему, вскоре его не стало.

– Как же всё-таки так получилось: режиссёр приглашает актёра на роль и затем, даже не дав шанса, отстраняет?

– Это вопрос к Равенских. Вот в моей жизни было огромное количество режиссуры, и скажу Вам, что даже у талантливых, хороших режиссёров самодурство, как правило, присутствует. А если это главный режиссёр, а если человек ещё и играет в это... Моя стычка с Равенских ведь заключалась в том, что, как оказалось, он мне делал гигантский комплимент, а я это восприняла как огромное хамство.

Я присутствовала на одной репетиции Равенских, когда репетировались именно эти "Свиные хвостики", и я слышала, как от Равенских неслось такое, что даже сейчас стыдно сказать. Талантливый был человек, но, скажем так, своеобразный.

– В своей книге Вы рассказываете о том, что когда Высоцкий начинал играть на гитаре, то он бесконечно пел песню "Ехал цыган на коне верхом..." А какие ещё песни в его исполнении в те времена Вам запомнились?

И. В. – Вы знаете, я не могу сказать, что мне что-то особенно запомнилось. Ну "Цыгана", конечно, забыть невозможно, потому что это звучало бесконечно. А, кроме того, он пел очень много настоящих тюремных песен. Дело в том, что племянник Нины Максимовны Коля, который много лет провёл в лагерях, после освобождения какое-то время жил у них. Спать ему устраивали на кухне, потому что было тесновато. Очень приятный, дивный человек. Никогда бы не сказала, что человек сидел. Они с Володей по ночам сидели на кухне, и Коля напевал ему песни. Это был самый настоящий фольклор. Меня это совершенно не интересовало, а Володя был этими песнями очень увлечён.

– И потом он сам пел эти песни?

– Ну да, в приятельских компаниях, а больше-то нигде возможности петь не было, только посиделки.

М. Ц. – Вы в книге пишете, как встречали с Высоцким Новый 1959 год в компании Алексея Одинца и его подруги в киевском ресторане "Чайка". Мне Алексей Сергеевич рассказал, что Высоцкий там взял гитару и запел, – да так, что посетители ресторана попросили его продолжать, а музыкантам из ансамбля предложили отдохнуть. Вам этот момент запомнился?

– Ну если Алёша говорит, значит, так и было. У меня там свои дела – мы фрейлехс танцевали. И вообще я на его гитару не обращала внимания, она мне просто надоела. Меня просто раздражало, когда он брал гитару – и начиналось... Я не относилась к тем, кто поддерживал этот его талант.

– С кем с Вашего курса Владимир Семёнович общался наиболее тесно?

И. В. – С Гретой Ромодиной – оба наших курса собирались у неё дома. Ещё с Юрой Ершовым, с Кариной Филипповой... С нашим курсом он со всеми был дружен, но дружить особенно времени не было. Во-первых, он был младше на два курса, а это много значит у нас в студии. А во-вторых, у него были друзья и со своего курса, и друзья школьных лет.

М. Ц. – Вы в своих воспоминаниях описываете две совместные поездки в Горький к Вашим родным. Обе поездки были летом. Были ли поездки в Горький зимой? Дело в том, что олимпийский чемпион Виктор Косичкин сказал мне, что они познакомились с Высоцким в 1959 году в Горьком во время чемпионата СССР по конькобежному спорту.

– Нет, зимой в Горьком мы никогда не были. Об этой поездке я ничего не знаю.

– Вы были на том студенческом капустнике, когда Высоцкий со сцены исполнил свою первую песню "Суров же ты, климат охотский..."?

И. В. – Была. Песня была прекрасно принята, замечательно. Но дело в том, что пели тогда очень многие, гитары были у очень многих и стихи тоже писали очень многие. У нас весь дом был забит записками со стихами. Поэтому это было обыденное, а вовсе не из ряда вон выходящее явление...

Беседу вёл Марк Цыбульский (США)

© 2012)

"Золотой мальчик" – пьеса американского драматурга Клиффорда Одетса ("Golden boy", 1937 г.)

2. Сокурсник И. Высоцкой по Школе-студии МХАТ, а затем сослуживец по Театру имени Леси Украинки А. Одинец сказал мне, что у Высоцкого проба в театр была.

. Актриса. Родилась 22 января 1937 г. в Нижнем Новгороде. В 1958 г. окончила Школу-студию МХАТ (курс. Г. Герасимова). Служила в Пермском Академическом драматическом театре, Владимирском областном драматическом театре, Ростовском-на-Дону государственном Театре юного зрителя, Киевском театре им. Леси Украинки, Театре Краснознаменного Балтийского флота. С 1970 г. по настоящее время служит в Нижнетагильском Драматическом театре им. Д. Н. Мамина-Сибиряка. Преподаватель сценической речи на актёрском отделении Колледжа искусств. Народная артистка России. Живёт и работает в Нижнем Тагиле.