Яковлева Ольга Михайловна (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 30.12.2011 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/vospominanija/Yakovleva/text.html

О Владимире Высоцком вспоминает

Ольга Михайловна ЯКОВЛЕВА

Яковлева Ольга Михайловна (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

М. Ц. – Вы работали с Высоцким в трёх радиоспектаклях – "Мартине Идене", "Незнакомке" и "Маленьких трагедиях". Все три спектакля поставил Анатолий Васильевич Эфрос. Мне бы, прежде всего, хотелось спросить Вас: а как вообще делаются радиоспектакли? Идут ли диалоги актёров, или каждый записывает свою роль, а потом звукооператор всё сводит вместе?

О. Я. – Обычно делается по старинке. Актёры собираются и начинают под управлением режиссёра что-то делать. Например, когда мы записывали "Мартина Идена", то мы пришли, и Эфрос сказал: "Ну, давайте, ребята, попробуйте голоса. Я послушаю, как они звучат".

Мы с Высоцким почитали начальную сцену, Анатолий Васильевич сказал: "Ну, мы сейчас тут кое-что подправим". Имелось в виду, что звукорежиссёр сделает так, чтоб голоса не звучали ниже или выше того, как это было задумано режиссёром. Потом он сказал: "Ну а теперь давайте почитаем". Мы начали читать, и дочитали – с небольшим перерывом на перекур для Володи – почти до самого конца. Замечаний Анатолий Васильевич делал мало или вообще не делал. В общем, это было записано чуть ли ни за один день. Так мне запомнилось.

В "Незнакомке" Блока Эфрос читал за автора, как в "Мартине Идене", а с нами были и другие актёры. Сначала мы не понимали, как это читать, потому что это же поэзия. Анатолий Васильевич нам сказал только одну фразу: "Читайте в ритме вальса". Он хорошо чувствовал музыку и хорошо знал, как читать поэзию. Володя это тоже хорошо понимал, а со мной было сложнее – я не понимала, что такое "в ритме вальса". Ну, в итоге так и порхали в ритме вальса.

М. Ц. – Эту постановку тоже за один день записали?

О. Я. – Ну я записывалась один день, но там же не я одна, там и другие персонажи были. А Володя куда-то торопился, и запись закончилась даже раньше, чем планировалось. Он, кажется, как раз в то время купил свою новую машину, "Мерседес". Потом он мне сказал: "Хочешь я тебя на "Мерседесе" покатаю?" А я человек равнодушный ко всем этим машинам, прибамбасам. Мой муж*1 ездил работать за границу – в Грецию, на Кипр, – поэтому иностранные машины мне были не внове. Ну, – "Мерседес", большое дело! А мы ездили на "Вольво" или на "Ауди". А Володя радовался, как ребёнок, которому дали новую цацку. Не могу сказать, что он как-то чересчур гордился, но чувствовал себя очень хорошо в этой машине.

Что касается "Маленьких трагедий", то там мы записывались раздельно. Сначала записали Володю, а я свои реплики донны Анна записывала без него.

М. Ц. – Помимо работы над радиоспектаклями у Вас с Высоцким какие-то пересечения были?

О. Я. – Нет-нет. Кроме светских встреч, никаких контактов не было. То он к нам в театр придёт, то где-нибудь встретимся в актёрском ресторане. Он мне собирался свои пластинки подарить. Они тогда только у него вышли. Молодо-зелено... Так и забылось всё, не подарил.

Время было такое лёгкое, весёлое. Жили как-то свободно, вольные, как птицы. Думаю, что время было поинтереснее, чем теперь. На Володю, конечно, больше давление было, с его отъездами-приездами, с его сочинительством. Мы как-то терпели коммунистов с их идеологией, а они не очень занимались нами. Ну, если только они не хотели на что-то сильно идеологически повлиять. Если только они совсем не отнимали театр, как было с Эфросом в 1967 году, то всё-таки возможность для творчества была. Думаю, сейчас с этим гораздо хуже, потому что, прежде всего, нужно найти деньги, кого-то просить, а потом тот, кто дал деньги, диктует всё, вплоть до каких-то художественных назначений.

М. Ц. – Каким Вам запомнился Высоцкий?

О. Я. – Я его называла "нежный бандит". "Бандит" в кавычках, конечно. Он был такой... Если кто-то рядом что-то бестактное скажет, он реагировал очень резко: "Хочешь, я ему сейчас по морде дам?" Мне ещё такой случай запомнился... Сценарий "Мартина Идена" написал один человек, какой-то на вид он был ущербный. И мы с Эфросом что-то спорили, он мне говорил: "Вы сами говорили, что нужно бедных и обездоленных защищать, а сейчас Вы на него нападаете". А Володя сидел, смешно ковырял на рукаве какую-то дырку, а потом сказал: "Анатолий Васильевич, не обижайте её, она хорошая!" Вот такой он был "нежный бандит"...

Все говорят о том, что Володя был разный, что он был и такой, и сякой... Я никогда не видела его не в форме. Хотя профессия актёра очень нервная. Если уж у актёра что-то не ладится, то весь мир рушится. Но сама я этого не видела. Какое-то ощущение от него было: если к нему с нежностью, то и он излучал нежность. Вот это всё, что я Вам могу сказать.

25.12.2011 г.

Беседу вёл Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2011)

Примечания

"Спартак" (Москва) (1949-1966) и сборной СССР. Чемпион Европы 1960 года и олимпийский чемпион 1956 года, многократный чемпион СССР. В январе-июне 1967 г. работал главным тренером команды "Омония" (Никосия, Кипр), в 1977-1978 гг. - главным тренером команды "Панионис" (Афины, Греция).

ЯКОВЛЕВА, Ольга Михайловна. Ю. П. Любимов). Служила в московском театре им. Ленинского комсомола (1962-1967), Театре на Малой Бронной (1967-1984), Театре на Таганке (1984-1989), театре имени Маяковского (1991-2004). С 2004 г. – актриса Московского Художественного театра имени Чехова. Снималась в телеспектаклях "Борис Годунов", "Герой нашего времени", "Дядюшкин сон" и др., в художественных фильмах "Бешеное золото", "Месяц в деревне", "Кабала святош" и др. Народная артистка РСФСР (1985), лауреат Государственной премии Российской Федерации (1996), театральной премии "Хрустальная Турандот" (1993), международной премии им. Станиславского (2010), премии "Золотая маска" (1996, 2011). Кавалер ордена Почёта "За многолетние заслуги перед Отечеством" (2006) и ордена Дружбы (2011). Живёт и работает в Москве.

Раздел сайта: