Ясулович Игорь Николаевич (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 26.10.2010 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/vospominanija/Yasulovich/text.html

О Владимире Высоцком вспоминает

Игорь Николаевич ЯСУЛОВИЧ

Ясулович Игорь Николаевич (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

М. Ц. – В 1962 году Владимир Высоцкий, будучи с театром на гастролях в Свердловске, писал в письме к супруге, Людмиле Абрамовой: "Привет всем родным, и Ясуловичу с Харитоновым". Через несколько дней в другом письме отмечает: ""Белые слоны" и пантомима – ндравится мне".*1 О чём идёт речь?

И. Я. – "Белые слоны" – это наша курсовая работа по рассказу Хемингуэя. Ставил этот рассказ студент режиссёрского факультета Ваязов Антон. Не знаю, жив он или нет, – с момента окончания института я с ним практически не пересекался. Там мы играли с Людмилой Абрамовой.

*2 В своё время он был актёром Камерного театра, которым руководил Таиров. Во ВГИКе был предмет "Пластическая культура актёра", который он преподавал в течение двадцати лет. Думаю, что все испытывали шок от экзамена по пантомиме, потому что, по моим воспоминаниям, это было самое яркое театральное впечатление вообще. Это были такие мелодрамы с замечательным музыкальным сопровождением – концертмейстером был Арий Михайлович Беляев, прекрасный пианист.

Мы настолько увлеклись этим предметом, что по примеру "Современника" захотели создать театр, и каким-то чудом нам удалось это сделать – благодаря, конечно, Ивану Александровичу Пырьеву,*3 который своей властью учредил этот театр в недрах Союза кинематографистов.

М. Ц. – Высоцкий посещал спектакли Театра пантомимы?

– Не помню, врать не буду. Может быть, они с Абрамовой на нескольких спектаклях были. Мы в ту пору встречались, пересекались в разных компаниях. Собирались и на квартире у Люды, и у меня тоже. Ещё собирались на квартире у тестя моего, и там мы записывали песни Володи на магнитофон, но не знаю, куда это всё подевалось. Это было где-то в 1962-1963 годах.

М. Ц. – В Театре пантомимы работал Зосим Злобин, который был артистом театра Мейерхольда и занимался упражнениями по биомеханике. А. Румнев работал у Таирова в Камерном театре. Это же была живая театральная история! Высоцкий интересовался этими театральными экспериментами? Были у Вас с ним разговоры на эту тему?

И. Я. – Нет, не помню таких разговоров. Не говоря уже о том, что Володя и Люда если и были на наших спектаклях, то только на самых первых, потом они их не посещали. А Зосим Павлович Злобин передавал эти упражнения из рук в руки. Это были рутинные повседневные тренажные работы. Причём, в тренаж входило и многое другое. Там была работа у станка, элементы акробатики, балета и так далее, в том числе, и биомеханические упражнения, которые он разрабатывал. Кое-какие киноматериалы сохранились, их можно увидеть в Бахрушинском музее.

М. Ц. – То есть, это всё происходило на репетициях, и видеть этого Высоцкий не мог?

И. Я. – Думаю, что нет. Я не помню, чтоб он был у нас на репетициях.

– Я просто подумал об этом в связи с "Таганкой", где мейерхольдовское начало очень сильно присутствовало.

И. Я. – Ну видите ли... Это могло быть таким образом... Коля Губенко учился во ВГИКе на курс младше нас и тоже прошёл школу Румнева. Там в спектакле своего курса он блистательно играл Артура Уи, демонстрируя пластическую виртуозность. Вот таким образом, Володя мог с этим познакомиться – не непосредственно, а опосредовано.

М. Ц. – Вы помните первые актёрские работы Высоцкого?

И. Я. – Я его ранних работ не видел, он тогда в театре никак не проявлялся. Пожалуй, первую его работу я увидел в "Пугачёве", а потом был "Гамлет". Это были особого рода работы...

М. Ц. – Что Вы имеете в виду?

– В "Пугачёве" – это неистовость, мощь. В "Гамлете"... Если честно говорить, я не помню, чтоб это тогда произвело впечатление. Нет, не так – спектакль производил впечатление как целое. Вот недавно я посмотрел спектакль Остермайера*4 – вот там всё держится именно на Гамлете. А если говорить о Высоцком в роли Гамлета, то, скорее, накладывается впечатление от всего Володиного творчества. Вот так я это вижу, если говорить честно.

Я не слишком проникался любимовским творчеством. То, что делал Румнев, очень отличалось от того, что делал Любимов. "Карьера Артура Уи" сделан был в явно брехтовской манере, с рисованными белыми масками. Это отличалось от того, что было в "Добром человеке из Сезуана" на Таганке.

Песни Высоцкого, безусловно, нам нравились. Мы их и слушали с восторгом и запоминали. А потом, когда они с Людой развелись, мы уже практически больше и не общались. Однажды даже произошла смешная такая история... Как-то с женой мы заночевали у тёщи в Каретном ряду. Потом я спустился вниз поймать такси. И тут Володя из подъезда выходит. Кажется, они там с Мариной квартиру снимали. И вдруг Володя обратился ко мне на "Вы". Настолько давно не виделись, что он даже забыл, что мы когда-то были на "ты"...

26.09.2010 г.

(Copyright © 2010)

Примечания

1. Цит. по письмам В. Высоцкого к Л. Абрамовой от 20 февраля и 28 февраля 1962 г. Опубл. в кн.: Абрамова Л. "Факты его биографии" Москва. 1991 г. стр. 49 и 51.

2. Румнев (наст. фамилия – Зякин) Александр Александрович (1899-1965) – актёр, танцовщик, мим, режиссёр.

– кинорежиссёр, основатель Союза кинематографистов СССР.

4. Томас Остермайер (Thomas Ostermeier) (род. в 1968 г.) – немецкий театральный режиссёр, художественный руководитель берлинского театра "Шаубюне".

ЯСУЛОВИЧ, Игорь Николаевич– актёр Экспериментального театра-студии пантомимы ("Эктемим"). В 1964-1994 гг. – актёр Театра-студии киноактёра. С 1994 г. – актёр Московского ТЮЗа. В кино с 1961 г., сыграл более 120 ролей (фильмы "Девять дней одного года", "Через кладбище", "Майор Вихрь", "Операция "Трест"", "Не может быть! ", "Тот самый Мюнхгаузен", "Двенадцать стульев" и др.). Народный артист России (2001 г.) Профессор ВГИКа и кафедры музыкального театра РАТИ. Живёт и работает в Москве.

Раздел сайта: