Заболоцкий Анатолий Дмитриевич (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 3.02.2013 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/vospominanija/Zabolockij/text.html

О Владимире Высоцком вспоминает

Анатолий Дмитриевич ЗАБОЛОЦКИЙ

М. Ц. – Вы помните, когда познакомились с Высоцким?

А. З. – Помню. Это было в 1961-м году. Мы снимали фильм по сценарию Геннадия Шпаликова, – "Звезда на пряжке" он назывался.*1 Это был сценарий по рассказу Янки Брыля, очень хорошего белорусского писателя. Я тогда только окончил институт, это была моя первая работа в кино, Володя Высоцкий приехал в Минск по каким-то тоже киношным делам, но к нашей картине он отношения не имел.

Там, где мы снимали, рядом было кладбище, на котором уже не хоронили. Там было тихо, кладбище окружено забором. Возле одного могильного холма было место такое, которое называлось "Кафе "Тридцать три креста"". Там были спрятаны стаканы, мы сидели и выпивали. Володя там бывал вместе с нами, и спел несколько стихов Шпаликова. Сам Шпаликов читал свои стихи:

Я шагаю по Москве,

Как шагают по доске...

Я когда это услышал, то сказал Генке, что это будет эпитафия для первого из наших, кто отбудет на тот свет. Это всё-таки гениальные строки:

Голова моя пуста,

Как пустынные места,

Я куда-то улетаю,

Словно дерево с листа.

Возвращаюсь к Высоцкому. Мы с ним как бы "зацепились" друг с другом, и когда я приезжал в Москву, он меня встречал как-то очень по-братски.

После "Звезды на пряжке", как мне помнится, Володя приезжал в Минск в связи со съёмками фильма "Третья ракета".*2 Очень хороший был фильм по книге Василя Быкова. Кажется, Володя к ним приезжал.

Когда Володя бывал в Минске, мы, естественно, виделись, и у меня было очень много хороших фотокарточек – и Володи, и Марины Влади.

М. Ц. – Сохранилось что-нибудь?

А. З. – Абсолютно ничего! Я Вам расскажу эту историю. Я в Белоруссии работал девять лет, потом переехал в Москву, стал работать с Шукшиным на фильме "Печки-лавочки". А на "Беларусьфильме" был такой человек – Корш-Саблин.*3 Он меня хотел заставить снимать фильм "Крушение империи". Сценарий очень слабый, графоманское сочинение. Я ему предложил такой план съёмок, что он побежал жаловаться на меня в ЦК, что я антисоветчик.

Когда я после этого уехал к Шукшину, они взломали замок помещения, где я хранил свой архив, забрали 70 коробок с плёнками и все фотографии. Собрали это в кучу и сожгли! С понятыми составили акт о сожжении, взвесили и забрали серебро с плёнок – и более ничего не осталось. Вот в этом костре и погибли отличные фотографии Володи Высоцкого, Вити Турова, Гены Шпаликова...

М. Ц. – Какие песни Высоцкого Вам нравились в те годы?

А. З. – Я очень любил песню Володи "О нейтральной полосе". Когда мы снимали "Альпийскую балладу", Володя эту песню у нас в тонвагене записал, и я её постоянно крутил. И ещё я очень любил, как Володя пел песни Шпаликова. Почему-то их я потом никогда не слышал в записях.

М. Ц. – А какие именно песни Шпаликова он пел?

А. З. – "Стоял себе расколотый – вокруг ходил турист...", "У лошади была грудная жаба..." и ещё несколько таких простых вещей.*4

М. Ц. – У Высоцкого со Шпаликовым были дружеские отношения?

А. З. – Нет, дружбы у них не было, просто одноразовые какие-то встречи.

М. Ц. – Какие-то ещё встречи с Высоцким Вам запомнились?

А. З. – Я помню, как мы ездили в Талашкино и Флёново.*5 И из той поездки у меня, кстати, тоже фотографии были, которые потом сгорели. Это Витя Туров организовал ту поездку. Всё было очень интересно, конечно, но поездка была больше, чем надо, "пьяная", все на "автопилоте" ходили. Но само посещение Талашкино – это было потрясающе!

Потом была ещё поездка куда-то под Оршу – к не то родственникам, не то знакомым Виктора Турова.

М. Ц. – Эти поездки были в период съёмок "Я родом из детства"?

А. З. – Нет, это уже после было.

М. Ц. – Вы продолжали встречаться с Высоцким в 1970-е годы?

А. З. – Там такая история вышла... Когда Володя готовился сниматься в картине "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил", он очень хотел, чтобы оператором был я. Я прочитал сценарий – и мне он совсем не понравился. Я Володе сказал: "Тебе нечего там делать". Он мне ответил: "Мне это сейчас очень надо". Как я понимаю, он считал, что если я буду оператором, то он фактически будет сам ставить, и покажет, что художник должен быть хозяином своей жизни. Конечно, никто бы ему этого сделать не позволил. Когда я отказался в том фильме участвовать, он так обиделся, что даже перестал со мной разговаривать.

А за месяц до этого нашего разговора мы очень хорошо посидели в Доме кино, и Володя сказал: "Давай я отвезу тебя". Я жил тогда в Свиблово – обменял свою минскую квартиру на квартиру в дальнем районе Москвы, возле кинотеатра "Сатурн".

В час ночи мы поехали. Москва пустая. Едем по проспекту Мира под горку. Володя тормознул – и как нас начало крутить! Хорошо, что никого не было. Довёз он меня до дома, я говорю: "Володя, больше я с тобой никогда не поеду". И так и вышло, что больше я с ним не ездил, – поругались.

М. Ц. – И что, – так больше никогда не разговаривали?

А. З. – До самой его смерти я больше с ним ни разу не поговорил. Только один раз я ещё Володю видел. Мы сидели с Виталием Шаповаловым в Доме кино. Я сидел спиной к выходу и раскачивался на стуле. Вдруг входит Володя, поздно уже было. Он всегда приходил поздно. Мимо меня проходит – как пнёт по стулу! И ушёл, ничего не говоря.

2.02.2013 г.

Беседу вёл Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2013)

Примечания

1. Новелла "Звезда на пряжке", поставленная В. Туровым, вместе с двумя другими новеллами – "Юлькин день" и "Ошибка" – вошли в киноальманах "Маленькие мечтатели". Премьера состоялась 9 сентября 1963 г. Фильм снимался в 1962 году, поэтому первую встречу А. Заболоцкого и В. Высоцкого следует, очевидно, датировать именно 1962-м годом.

2. Художественный фильм "Третья ракета" поставлен режиссёром Ричардом Викторовым. Премьера состоялась 16 сентября 1963 г. О пробах Высоцкого в этот фильм до сих пор в литературе информации не было.

3. Корш-Саблин Владимир Владимирович (1900-1974). Кинорежиссёр, народный артист СССР. В 1962-1974 гг. был Первым секретарём Союза кинематографистов БССР.

4. Из песен Г. Шпаликова в исполнении Высоцкого на сегодняшний день в фонограммах существует только одна – "Ах, утону я в Западной Двине..." Песня "У лошади была грудная жаба..." написана Г. Шпаликовым в соавторстве с А. Галичем.

5. Талашкино – село в Смоленской области. С 1893 г. – владение мецената М. Тенишевой. Во Флёново, в 1,5 км от Талашкино, находится здание художественной мастерской Тенишевой, а также две постройки в "псевдорусском" стиле с элементами стиля "модерн" – изба "Теремок", построенная по проекту художника С. Малютина в 1901-1902 гг., и Церковь Святого Духа, созданная по проекту С. Малютина, М. Тенишевой и И. Барщевского в 1902-1905 гг. Церковь в 1910-1914 гг. украшена мозаикой по эскизам Н. Рериха. С 1893 по 1914 г. Талашкино было значительным центром российской художественной жизни.

ЗАБОЛОЦКИЙ, Анатолий Дмитриевич. Кинооператор, фотохудожник, писатель. Родился 16 сентября 1935 г. в деревне Сыда Краснотуранского района Красноярского края. Среднюю школу окончил в г. Абакане в 1953 г. После окончания операторского факультета института кинематографии в 1959 г. был направлен на "Беларусьфильм". Впоследствии работал на разных студиях страны, как оператор участвовал в создании 15 художественных и 8 документальных фильмов; среди них: "Альпийская баллада", "Через кладбище", "Печки-лавочки", "Калина красная", "Целуются зори", "Обрыв" и др. В последние годы занялся художественной фотографией, оформил 15 изданий разных авторов, среди них – "Лад" В. Белова, "Письма из Русского музея" В. Солоухина, сборник "Слово о полку Игореве – 800 лет", фотоальбом "Лик православия" и другие. Заслуженный деятель искусств Белоруссии (1967) и РСФСР (1976). Лауреат Международной премии Андрея Первозванного "За Веру и Верность" (2005). Живёт и работает в Москве.

© 2000- NIV