Заяц Михаил Степанович (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 21.07.2008 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/vospominanija/Zajac/text.html

О Владимире Высоцком вспоминает

Михаил Степанович ЗАЯЦ

Заяц Михаил Степанович (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

М. З. – Ну я Вам так скажу... Я работал с Говорухиным на фильме "Вертикаль", где снимался Высоцкий. Поскольку я художник, то непосредственно с Высоцким дел не имел. Я просто видел, как он себя вёл, как общался с людьми, присутствовал на его концертах для съёмочной группы.

Вся съёмочная группа, когда находилась в экспедиции, собиралась вокруг костра и слушали его. Концерты были, что называется, импровизированные, но аплодисменты были, как на настоящих концертах.

М. Ц. – Песни для фильма Высоцкий писал, уже находясь в экспедиции...

М. З. – Да, конечно. Съёмочная группа имела с собой тонваген, где проходили записи. Этот тонваген был с нами в экспедиции. Там делались записи, которые распространялись моментально. Так что не только песни, написанные для "Вертикали", но и песни, спетые им во время экспедиции, сделали его знаменитым.

Что касается песен для фильма, то они действительно написаны в процессе съёмок.

М. Ц. – Съёмки начались, когда песен ещё не было. Наверняка появление очередной песни вынуждало делать какие-то изменения в сценарии?

М. З. – Сценарий менялся, безусловно, это точно. Потому что они великолепно ложились на материал. И на мою работу художника-постановщика тоже влияло появление этих песен. Я считаю, что если бы в "Вертикали" не было песен Высоцкого, то и фильма бы не было.

М. Ц. – После "Вертикали" Вы с Высоцким не сталкивались?

М. З. – Да на Одесской студии, конечно, встречались. Потом я с Говорухиным работал на картине "Белый взрыв". Высоцкий приезжал к нам в экспедицию в Кабардино-Балкарию, где мы снимались, жил с нами. Мы там варили плов в горах...

М. Ц. – Давайте уточним этот момент... Насколько я знаю, съёмки были в Крыму, в районе Алушты. Однажды там оказался Высоцкий, и Говорухин дал ему сыграть небольшой эпизод.

М. З. – В Крыму снимались несколько эпизодов. Гурченко*1 не могла сниматься в горах, климат ей не подходил, она боялась гор. Тогда я поехал, и в Крыму нашёл места, где эпизоды с ней можно было снять. Мы солью там камни декорировали. Потом я подмонтировал, и все эпизоды с Гурченко, снятые в Крыму, пошли за милую душу!

М. Ц. – Значит, потом съёмочная группа перебралась в Кабардино-Балкарию. А Высоцкий приезжал просто так, пообщаться?

М. З. – Нет, не просто пообщаться. Он же там песню исполняет.

М. Ц. – Нет, песни Высоцкого там нет. Он предложил туда две песни, но их в картине нет.

М. З. – Правда? Я вот даже этого не знал. Но в любом случае – в Кабардино-Балкарии с нами он был. Он же дружил с Говорухиным, к нему и ездил.

28.06.2008 г.

Беседу вёл Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2008)

Примечания

1. Гурченко Людмила Марковна – киноактриса, народная артистка СССР, в фильме "Белый взрыв" исполняла главную женскую роль Веры.

ЗАЯЦ, Михаил Степанович. Художник. Родился 27 октября 1927 г. в селе Раково на Закарпатье. В 1952 г. окончил Ужгородское училище прикладного искусства. В 1957 г. окончил художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК). В качестве художника-постановщика Одесской киностудии принимал участие в создании картин "Наш честный хлеб", "Иностранка", "Вертикаль", "Белый взрыв", "Море моей надежды" и др. В 1975 г. ушёл со студии и до ухода в 1983 г. на пенсию работал художником-оформителем в колхозе. Живёт в г. Санжейка, Одесская обл.

© 2000- NIV